Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе

Страница 1

Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1).

Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний.

Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения.

На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно применялись элементы проблемного обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы:

самостоятельные задания

творческие задания

вопросы проблемного характера

репродуктивные вопросы

Опросы проводились в письменной форме, варианты оставались неизменными, менялось лишь время их проведения.

Подсчет ответов проводился следующим образом: по каждому виду заданий и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю оценку каждого варианта ответа.

Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.

самостоятельные задания

творческие задания

вопросы проблемного характера

репродуктивные вопросы

После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.

тема и тип урока

задачи урока

методы проблемного обучения

вопросы проблемного характера

Ж.- Б. Мольер "Мещанин во дворянстве".

урок объяснения нового материала

1.познакомить учеников с судьбой и творчеством Ж.- Б. Мольера;

2.повторить ранее изученный материал: жанры классицизма;

3.познакомить с особенностями драматургии Ж.- Б. Мольера;

4.прочитать и проанализировать

афишу пьесы

" Мещанин во дворянстве" и проанализировать ее.

метод монологического изложения,

диалогический метод обучения, эвристический метод изложения.

Что является главной ценностью человека?

С какой целью в своих произведениях Ж.- Б.Мольер допускает единство комического и трагического? Прав ли он был?

Почему автор поместил в афишу действующих лиц список балета?

Проблема подражания в комедии

" Мещанин во дворянстве".

комбинированный урок

1.проверить в письменной форме прочтение пьесы;

2.выявить тему и идею произведения;

3.проанализировать поступки и поведение героев;

4.рассмотреть композицию пьесы " Мещанин во дворянстве";

5.выявить признаки классицизма в комедии.

диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Есть ли общее и различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали вы?

Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу?

Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным?

М.Ю. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.

урок объяснения нового материала

1.познакомить учащихся с судьбой и деятельностью М В. Ломоносова;

2.выявить суть реформирования русского языка и стихосложения;

3.раскрыть ценность трудов деятельности М.В.Ломоносова.

метод монологического изложения, эвристический метод изложения.

Какова причина реформирования русского языка и стихосложения, начатого Тредиаковским?

Прославление просвещения, науки в поэзии М.В.Ломоносова. Ода как ведущий жанр М.В.Ломоносова.

комбинированный урок

1.проверить ранее изученный материал;

2.дать понятие жанра оды, ее характеристику;

3.выразительное чтение " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года";

4.проанализировать " Оду … 1747 года";

5.выявить главную мысль этого произведения;

6. продолжить развитие логического мышления.

рассуждающий метод обучения, метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения.

Почему именно ода стала ведущим жанром в творчестве М.В.Ломоносова?

Почему в " Оде … 1747 года", посвященной Елизавете, так много внимания уделяется Петру Первому?

" Жизнь и творчество М.В.Ломоносова"

конкурс знатоков. урок- конкурс

1.проверить и оценить знания учащихся по пройденной теме.

метод программированных

заданий.

см. варианты заданий данного конкурса в приложении № 2

Г.Р.Державин – первый русский признанный поэт 18 века.

урок объяснения нового материала

1.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Г.Р.Державина;

2. чтение од " Фелица",

" Властителям и судиям";

3.проанализировать оду " Властителям и судиям";

4.выявить особенности жанра оды в творчестве Г.Р.Державина.

метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Почему одни исследователи творчества Г.Р.Державина считают, что произведение " Властителям и судиям " - ода, а другие- стихотворение?

Г.Р.Державин обожествляет земных богов или же напротив, сводит их с пьедестала?

Новаторский характер поэзии Г.Р.Державина.

комбинированный урок

1.вспомнить ранее изученный материал;

2.познакомить учащихся с темами, к которым обращался поэт;

3.вдумчивое чтение стихотворения " Памятник";

4.выявить особенности поэзии Г.Р.Державина;

5.подготовить учащихся к тесту по классицизму.

метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Почему именно Г.Р.Державина считают первым признанным русским поэтом 18 века?

По какой причине Г.Р.Державин писал произведения на военно– патриотическую тему?

тест по теме " классицизм"

урок проверки и оценки знаний

1.проверить и оценить знания по теме " классицизм".

 

Д.И.Фонвизин и его время. Создание комедии

" Недоросль".

урок объяснения нового материала

1.проанализировать тестовые работы учащихся;

2.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Д.И.Фонвизина;

3.вспомнить историческую обстановку России во 2 пол. 18 века;

4.повторить теорию: особенности драматических произведений, что такое сатира;

5.охарактеризовать комедию как драматический жанр;

6.познакомиться с действующими лицами комедии;

7.дать определение "говорящие фамилии и имена";

8.выявить признаки классицизма в комедии;

9.выявить три основные темы произведения;

10.чтение 1 действия, явлений 1-3.

метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Почему некоторые исследователи называют

"Недоросль" первой реалистической комедией русской литературы?

Почему в афише у Простакова нет г- н, а его жену называют г-жой Простаковой?

Кто является главным героем комедии?

С какой целью автор вводит в комедию крестьян?

Мир Простаковых и Скотининых.

урок углубленной работы над текстом

1.вспомнить материал прошлого урока;

2.проанализировать поведение и поступки героев;

3.чтение отрывков из произведения;

4.выявить, в чем заключается конфликт произведения;

5.сделать выводы по пройденному

материалу.

рассуждающий, диалогический методы обучения.

Можем ли мы однозначно называть г-жу Простакову презрелой фурией?

Почему Митрофанушка вырос таким, каким мы видим его в конце пьесы? Как вы можете связать это со словами Стародума: " вот злонравия достойные плоды"?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в Доме культуры "Рассвет"
Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился с ...

Современная система образования
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Современное образование - это одно из средств решени ...

Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк
Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru