Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1).
Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний.
Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения.
На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно применялись элементы проблемного обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы:
самостоятельные задания
творческие задания
вопросы проблемного характера
репродуктивные вопросы
Опросы проводились в письменной форме, варианты оставались неизменными, менялось лишь время их проведения.
Подсчет ответов проводился следующим образом: по каждому виду заданий и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю оценку каждого варианта ответа.
Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.
самостоятельные задания
творческие задания
вопросы проблемного характера
репродуктивные вопросы
После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.
тема и тип урока |
задачи урока |
методы проблемного обучения |
вопросы проблемного характера |
Ж.- Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". урок объяснения нового материала |
1.познакомить учеников с судьбой и творчеством Ж.- Б. Мольера; 2.повторить ранее изученный материал: жанры классицизма; 3.познакомить с особенностями драматургии Ж.- Б. Мольера; 4.прочитать и проанализировать афишу пьесы " Мещанин во дворянстве" и проанализировать ее. |
метод монологического изложения, диалогический метод обучения, эвристический метод изложения. |
Что является главной ценностью человека? С какой целью в своих произведениях Ж.- Б.Мольер допускает единство комического и трагического? Прав ли он был? Почему автор поместил в афишу действующих лиц список балета? |
Проблема подражания в комедии " Мещанин во дворянстве". комбинированный урок |
1.проверить в письменной форме прочтение пьесы; 2.выявить тему и идею произведения; 3.проанализировать поступки и поведение героев; 4.рассмотреть композицию пьесы " Мещанин во дворянстве"; 5.выявить признаки классицизма в комедии. |
диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Есть ли общее и различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали вы? Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу? Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным? |
М.Ю. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. урок объяснения нового материала |
1.познакомить учащихся с судьбой и деятельностью М В. Ломоносова; 2.выявить суть реформирования русского языка и стихосложения; 3.раскрыть ценность трудов деятельности М.В.Ломоносова. |
метод монологического изложения, эвристический метод изложения. |
Какова причина реформирования русского языка и стихосложения, начатого Тредиаковским? |
Прославление просвещения, науки в поэзии М.В.Ломоносова. Ода как ведущий жанр М.В.Ломоносова. комбинированный урок |
1.проверить ранее изученный материал; 2.дать понятие жанра оды, ее характеристику; 3.выразительное чтение " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года"; 4.проанализировать " Оду … 1747 года"; 5.выявить главную мысль этого произведения; 6. продолжить развитие логического мышления. |
рассуждающий метод обучения, метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения. |
Почему именно ода стала ведущим жанром в творчестве М.В.Ломоносова? Почему в " Оде … 1747 года", посвященной Елизавете, так много внимания уделяется Петру Первому? |
" Жизнь и творчество М.В.Ломоносова" конкурс знатоков. урок- конкурс |
1.проверить и оценить знания учащихся по пройденной теме. |
метод программированных заданий. |
см. варианты заданий данного конкурса в приложении № 2 |
Г.Р.Державин – первый русский признанный поэт 18 века. урок объяснения нового материала |
1.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Г.Р.Державина; 2. чтение од " Фелица", " Властителям и судиям"; 3.проанализировать оду " Властителям и судиям"; 4.выявить особенности жанра оды в творчестве Г.Р.Державина. |
метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Почему одни исследователи творчества Г.Р.Державина считают, что произведение " Властителям и судиям " - ода, а другие- стихотворение? Г.Р.Державин обожествляет земных богов или же напротив, сводит их с пьедестала? |
Новаторский характер поэзии Г.Р.Державина. комбинированный урок |
1.вспомнить ранее изученный материал; 2.познакомить учащихся с темами, к которым обращался поэт; 3.вдумчивое чтение стихотворения " Памятник"; 4.выявить особенности поэзии Г.Р.Державина; 5.подготовить учащихся к тесту по классицизму. |
метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Почему именно Г.Р.Державина считают первым признанным русским поэтом 18 века? По какой причине Г.Р.Державин писал произведения на военно– патриотическую тему? |
тест по теме " классицизм" урок проверки и оценки знаний |
1.проверить и оценить знания по теме " классицизм". | ||
Д.И.Фонвизин и его время. Создание комедии " Недоросль". урок объяснения нового материала |
1.проанализировать тестовые работы учащихся; 2.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Д.И.Фонвизина; 3.вспомнить историческую обстановку России во 2 пол. 18 века; 4.повторить теорию: особенности драматических произведений, что такое сатира; 5.охарактеризовать комедию как драматический жанр; 6.познакомиться с действующими лицами комедии; 7.дать определение "говорящие фамилии и имена"; 8.выявить признаки классицизма в комедии; 9.выявить три основные темы произведения; 10.чтение 1 действия, явлений 1-3. |
метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Почему некоторые исследователи называют "Недоросль" первой реалистической комедией русской литературы? Почему в афише у Простакова нет г- н, а его жену называют г-жой Простаковой? Кто является главным героем комедии? С какой целью автор вводит в комедию крестьян? |
Мир Простаковых и Скотининых. урок углубленной работы над текстом |
1.вспомнить материал прошлого урока; 2.проанализировать поведение и поступки героев; 3.чтение отрывков из произведения; 4.выявить, в чем заключается конфликт произведения; 5.сделать выводы по пройденному материалу. |
рассуждающий, диалогический методы обучения. |
Можем ли мы однозначно называть г-жу Простакову презрелой фурией? Почему Митрофанушка вырос таким, каким мы видим его в конце пьесы? Как вы можете связать это со словами Стародума: " вот злонравия достойные плоды"? |
Новости образования:
Программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в
Доме культуры "Рассвет"
Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился с ...
Современная система образования
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Современное образование - это одно из средств решени ...
Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк
Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) ...