По Л. С. Выготскому, проблема развития памяти является центральным фактором, в котором сосредоточен целый ряд знаний о памяти как теоретических, так и фактических. Человек при рождении не обладает «готовой» памятью. Развитие памяти происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на первом месяце жизни у ребенка обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в не-расчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу первого полугодия появляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере овладения ребенком навыками ходьбы и речи память начинает быстро развиваться в результате расширения действенного контакта ребенка с вещами и речевого общения со взрослыми. Переход от младенческой к взрослой памяти осуществляется в результате как биологического развития (гиппокамп - структуры мозга, участвующие в консолидации следов, созревают через год-два после рождения), так и познавательного развития (развитие речи, начало обучения в школе и пр.). Это создает новые способы организации опыта. В процессе обогащения чувственного опыта, обобщения и закрепления этого опыта в речи память детей становится все более устойчивой и прочной. Если у ребенка одного года впечатления сохраняются одну-две недели, то к концу третьего года они могут сохраняться до года.
К числу изменений памяти с возрастом относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. По наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребенка в качественных особенностях ее памяти. Долгое время считалось, да и теперь нередко можно услышать утверждение о том, что память ребенка механически фиксирует все воздействия. И только с возрастом на смену механической памяти приходит смысловая. Такие представления по существу зачеркивают развитие памяти, подменяя его процессом вытеснения механической памяти смысловой. То, что называется механической памятью, характеризует не какой-то особый этап в ее развитии, а запоминание, опирающееся только на внешние, несущественные, часто случайные свойства материала. Именно они приобретают для человека определенный смысл и служат основой для запоминания. Дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в процессе запоминания нередко опираются не на абстрактно-логические отношения между понятиями, служащие существенной опорой запоминания у взрослых, а на наглядно воспринимаемые связи явлений и предметов. На таком механическом запоминании основаны и некоторые специальные приемы мнемотехники. Такое запоминание оказывается формальным, ненадежным и непрочным. Механическое запоминание может иметь место на всех этапах развития памяти, причем его появление совсем не обязательно. Поэтому его нельзя рассматривать как особый этап в развитии. Память человека возникает и развивается с самого начала как смысловая. Развитию памяти способствует оптимальная организация мнемической деятельности. Механическое запоминание без понимания смысла запоминаемого материала приносит вред развитию памяти. Формирование приемов смысловой логической обработки запоминаемого материала является основным средством развития памяти.
Большего внимания заслуживает попытка понять развитие памяти как смену ее видов, которые различаются формой отображения действительности: образной и словесно-логической памяти. Действительно, эти виды памяти возникают в определенной последовательности, что отмечал еще П. Блонский (1964). Он рассматривал отдельные виды памяти как генетически различные уровни. Онтогенетический анализ развития человека, по Блонскому, показывает, что основные четыре вида памяти появляются в онтогенезе не одновременно: сначала появляется моторная память, вскоре за нею аффективная, несколько позже - образная память и гораздо позже - логическая память. По утверждению П. Жане, эта память имеется у ребенка, начиная только с трех или четырех лет. Ее развитие продолжается еще в юношеском возрасте. Для возникновения словесно-логической памяти создает предпосылки овладение речью. Образная и словесно-логическая память взаимодействуют между собой, причем ведущее место, как правило, все больше занимает память словесно-логическая. Это, однако, не значит, что образная память становится второстепенной как «низший» вид памяти. Она продолжает играть важную роль и часто занимает большое место в деятельности человека (например, в деятельности композитора, художника, писателя). Таким образом, переход от образной памяти к словесно-логической в определенной мере характеризует действительную картину развития памяти человека.
Новости образования:
Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...
Развитие творческого мышления в процессе обучения
Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно- ...
Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...