Второй этап, таким образом, — это этап самоопределения внутри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Происходит разворачивание процесса самообучения и самовоспитания, и одновременно идет становление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов действия — все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивностипозиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях, укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Иными словами — закладывает основы реализации творческой индивидуальности в педагогической культуре учителя.
Третий этап
— это этап самореализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он — учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляется в открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности. Субъективно такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с учителями — участниками
К сожалению, и наши исследования, и весь опыт создания и реализации индивидуальных педагогических концепций свидетельствуют: чаще всего содержание третьего этапа — это борьба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педагогических воззрений, «самости», неотделимых от творческой индивидуальности педагога, — свидетельства их личной значимости для учителя. Истинную оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко в практическом отношении проиграл личную битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим приговор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская», но он понимал, что в стратегическом отношении дело его жизни выиграно,
борьбу за свое «педагогическое видение» он вел до последнего вздоха. Давно уже никто не помнит имен тех,
кто уничтожал систему А.С. Макаренко, но его творческая индивидуальность, воплощенная в воспитанниках, в книгах, в теории, доказала свою значимость и ценность для педагогики, социальной психологии, она и поныне вдохновляет педагогов на творческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации — формирование профессионального мастерства. Практически все работы, посвященные повышению профессиональной компетентности, мастерства и т. д., — это работы по социализации педагога. Социализация и индивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, без творческой индивидуальности становление профессионализма односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречаются случаи, когда личность педагога «разорвана», индивидуализация и социализация проявляются по отдельности. Грамотный, безупречно выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинтересный, никак не проявляющий индивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато, но точно говорил о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот, оригинальный и талантливый во многом, но не умеющий выполнять
самые простые педагогические операции учитель также встречается в практике.
Итак, индивидуальность и культура профессионализма
— две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.
Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.
Новости образования:
Монастырские школы
В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских. Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступ ...
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры
Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обуче ...
Психолого-педагогическая
характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...