Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Педагогические практики » Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности » Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Страница 1

Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида.

Цели данного исследования: выявление основных условий развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – это организация констатирующего исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи:

Выявить и проанализировать особенности отношения младших школьников с интеллектуальными нарушениями к использованию дидактических игр непосредственно на уроках, с целью определения целесообразности использования именно этой формы работы в развитии произвольной памяти данной категории детей;

Выяснить соотношение произвольной и непроизвольной памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Метод выявления особенности отношения детей к использованию дидактических игр в данном исследовании – анкетирование. Данная анкета была предложена А.П. Свияжским [74].

Экспериментальное исследование проводилось в «Школе – центре дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска,

В эксперименте участвовало две группы учащихся:

контрольная

экспериментальная.

У всех детей, по заключению ПМПК - умственная отсталость.

А так же, на этапе констатирующего эксперимента, проводилось исследование младших школьников в муниципальном образовательном учреждении средняя школа №10 г. Курска.

В каждую из 3-х групп вошло 9 детей младшего школьного возраста.

Описание процедуры исследования

На первом этапе исследования мы использовали анкетирование в качестве метода выявления особенности отношения младших школьников к использованию дидактических игр [74]. Нами был проведён опрос среди экспериментальной и контрольной групп младших школьников с интеллектуальными нарушениями, все полученные данные были внесены в таблицу № 1

Таблица №1

Какие уроки ты больше всего любишь?

Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры:

Как ты относишься к игре на уроке?

Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в младшем школьном возрасте была использована методики из серии опытов Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [87]

(По Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)

Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 7- 10 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрослый не ставит перед учащимся задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Возрастные особенности младших школьников
Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту, он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. ...

Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества
молодёжный полиэтнический патриотизм веротерпимость Названные три вида воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В то же время, каждое из них отлично от двух других по своей сущности. Гражданское воспитание преследует цель формирования у воспитанников гражданственности, патриотическое – патр ...

Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru