Тем не менее это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко даются математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим (правополушарным) труднее достичь высоких результатов в математике и языках, зато у них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более эмоциональны и непосредственны в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.
По мнению Захарова, у новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно из полушарий становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к 3-м годам - возрасту появления чувства "я" как системы оценочных представлений о себе.
Вот здесь мы и видим рождение упрямства у детей, взрослые которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, - другими словами, перегружают еще неокрепшее левое полушарие. И в то же время забывают, хуже - игнорируют ведущую еще в этом возрасте активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостности восприятия.
И учить, конечно, нужно, и объяснять, и руководить. Но в меру, не перегибая, что называется, палку! Ненавязчивое обучение, соединенное с игрой, отсутствие постоянного давления, бесконечных запретов и моралей, возможность непосредственного выражения эмоций, в том числе и отрицательных (недовольство, обиды, раздражения), - все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Тогда левое полушарие приобретет свою функциональную специализацию естественным, гармоничным, а не искусственным ускоренным образом.
Постараемся понять: ребенок упрямится именно потому, что он ребенок, для него неестественно быть таким взрослым, каким его уже хотят видеть родители! Он подражает им, с радостью осваивает новые умения и навыки. Но остается самим собой, растет, как определено природой, не может быть заводным механизмом, запрограммированным, чтобы говорить не понимая "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "пожалуйста". Неестественно для ребенка 3-х лет, не шелохнувшись, сидеть за столом, делать серьезное лицо и затаив дыхание внимать тому, что говорят родители. Неестественно, когда от него требуют: "Ты не должен прыгать, бегать, шуметь, говорить, когда тебя не спрашивают!"
Вначале появляется так называемая уравнительная фаза, когда сильные и слабые раздражители начинают действовать на малыша одинаково. При этом он уже "не слышит" продолжающегося потока родительских замечаний, требований и угроз, долго копается при одевании, раздевании, еде, чем еще больше выводит из себя нетерпеливых, властных и нервных родителей. Это симптом, признак неблагополучия: мы, взрослые, перестарались. Но к сожалению далеко не все могут понять это и продолжают увеличивать объем требований "от достигнутого". Тогда уравнительная фаза трансформируется в парадоксальную, которая проявляется повышенной возбудимостью, раздражительностью из-за пустяков, неадекватно сильной реакцией обиды, плача, недовольства и протеста по любому поводу и без него. Природа берет свое: правое полушарие "упрямится" преждевременному рациональному торможению, все более перевозбуждаясь и работая на "критических оборотах".Он пишет, что ребенок первых лет жизни сохраняет непосредственность в выражении чувств и желаний, и от взрослых зависит насколько естественно и прочно войдет в его жизнь, осознанная необходимость подчиняться социально приемлемым нормам поведения. Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно и сразу же подчиняться не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут служить питательной почвой для появления протестных реакций, одним из вариантов которого будет упрямство.
Новости образования:
Воспитание
В чем же причина того, что многим родителям трудно принять своего ребенка таким, какой он есть, и, вместо организации среды, наиболее соответствующей потребностям его развития, при сдерживании ребенка лишь в особых случаях, им легче воздействовать на малыша средствами и способами воспитания, модели ...
Информационные технологии в формировании
познавательной активности ученика
Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развива ...
Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь (
нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...