Механизм творческого воображения

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Важнейшими составными частями этого процесса является диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений.

Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. За процессом диссоциации следует процесс изменения. Этот процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений. Следы впечатлений человека движутся, изменяются. В этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их.

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. И, наконец, заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

«На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, - пишет О.М. Дьяченко, - когда воображение воплощается во внешних образах. Наличие потребности или стремлений приводит в движение процесс воображения, оживление следов нервных возбуждений, дает материал для его работы» [19, C. 18].

Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Стремление воображения к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т.е. действительным, преображающим то, на что направлена его деятельность» [19, C.21].

Новости образования:

Выбор и обоснование методик развития мнемических способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...

Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отн ...

Цели и задачи туристических клубов
Туристические клубы можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления детей, подростков и молодежи. Школьный туризм имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физ ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru