Содержательная линия «Формализации и моделирования» выполняет в базовом курсе информатики важнейшую педагогическую задачу – развитие системного мышления учащихся, так как работа с огромными объемами информации невозможна без навыков ее систематизации. Умение систематизировать данные – главнейший компонент компьютерной грамотности учащихся. Не случайно, в процессе развития школьной информатики следует отметить значительное увеличение веса данной линии в общем содержании курса. Понятие «система» в информатике встречается достаточно часто. Совокупность взаимосвязанных данных, предназначенных для обработки на компьютере – система данных, совокупность взаимосвязанных программ определенного назначения – программные системы (ОС, системы программирования, пакеты прикладных программ и др.). Информационные системы – одно из важнейших приложений компьютерных технологий. Основным методическим принципом информационного моделирования является системный подход, согласно которому всякий объект моделирования рассматривается как система. Из всего множества элементов, свойств и связей выделяются лишь те, которые являются существенными для целей моделирования. В этом и заключается сущность системного анализа. Задача системного анализа, который проводит исследователь, – упорядочить свои представления об изучаемом объекте, для того чтобы в дальнейшем отразить их в информационной модели. Сама информационная модель представляет собой также некоторую систему параметров и отношений между ними, которые могут быть представлены в разной форме: графической, математической, табличной и др. Таким образом, просматривается следующий порядок этапов перехода от реального объекта к информационной модели: реальный объект – системный анализ – система данных, существенных для моделирования – информационная модель. Понятие модели – центральное понятие курса информатики, которое как красная нить должно проходить по всему содержанию курса, поскольку формализация и моделирование являются базовыми компонентами при изучении всех разделов информатики.
Целью обучения теме «Моделирование и формализация» являются следующие аспекты:
· сформировать представление о подходах к классификации моделей;
· сформировать представление о разновидностях информационных моделей в зависимости от формы представления;
· выработать ориентировочную основу действий учащихся при проведении моделирования;
· познакомить учащихся с кругом задач, для которых можно проводить моделирование в прикладных программных средах;
· закрепить умения работы в прикладных программных средах.
Закончив изучение раздела, учащиеся должны знать:
· что такое модель,
· типы моделей,
· этапы решения задач на ЭВМ,
· этапы моделирования,
· принципы построения модели задачи,
· цели проведения компьютерного эксперимента,
· основные виды классификации моделей,
· основные признаки классификации моделей,
· характеристику рассматриваемых в учебнике классов моделей,
· классификацию информационной модели,
· методику и основные этапы моделирования,
· технологию работы в средах общего назначения.
Учащиеся должны уметь:
· приводить примеры моделирования и формализации,
· строить модели для физических, биологических, экономических процессов и исследовать их на компьютере,
· проводить компьютерные вычислительные эксперименты,
· приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу,
· приводить примеры информационных моделей, относя их к определенному подклассу,
· проводить формализацию задач;
· моделировать в среде текстового процессора,
Новости образования:
Как помочь ребенку избавиться от агрессивных привычек
В возрасте от двух до четырех лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются как со сверстниками, так и с родителями, наотрез отказываются выполнять требования взрослых, намеренно нарушают все существующие правила и запреты. Порой кажется, что действия ребенка напра ...
Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...
Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от
уровня развития педагогических способностей
Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического об ...