Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Ролевая игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей). Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные уроки или обобщающие уроки, поскольку большинство учителей требует от учащихся свободного владения материалом, а также создание оригинального продукта, схемы, проекта, коммуникативного общения.
Концепция мозгового штурма (brain storming) получила широкое распространение с начала 50-х годов как метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления. Обычно при проведении мозговой атаки стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников так называемой коллективной генерации идей и высказывание ими новых идей. Для этого рекомендуется приветствовать любые идей, даже если они в начале кажутся сомнительными или абсурдными, не допускается критика, не объявляется ложной идеи и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно неправильных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.
Метод мозгового штурма получил широкое распространение и в настоящее время активно используется в тех случаях, когда необходимо найди пути решения какой-либо проблемы. Учитывая тот факт, что в мозговой атаке принимает участие группа людей, то этот метод нашел свое применение и в школьной практике, где класс выступает как раз в этой роли.
Класс делится на "генераторов" и "экспертов". Генераторам предлагается ситуация творческого характера. За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени "в бой" вступают "эксперты". В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение "комфортным".
“Brain storming” является основной техникой в развитии беглости мышления. Согласно этому методу для развития беглости необходимо выполнить ряд требований:
поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество правильных решений.
хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят им в голову, не зависимо от того, какими “глупыми” или “не практичными" покажутся эти идеи.
ценить не качество ответов, а их количество.
исключить критику и оценку идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.
“Мозговой штурм" проходит в несколько этапов, на каждом из которых ставятся определенные цели и решаются задачи.
Цель первого этапа - создание банка идей
Необходимо учесть, что в первые минуты “мозгового штурма” может быть наибольшее количество идей, затем они поступают всё реже, хотя именно эти последние ответы чаще всего оказываются наиболее оригинальными.
Второй этап - анализ идей. В каждой идее находить полезное, рациональное. Дальше идёт выбор интересных решений по запросу, назначение спикера. Дальше работа по поиску как можно большего числа решений, и последнее - спикер оглашает все идеи.
Новости образования:
Особенности развития воображения младших школьников
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играю ...
Анализ полученных результатов и их интерпретация
После проведения серии занятий с целью повышения уровня профессиональной готовности старшеклассников мы вновь провели исследование уровня профессиональной готовности старшеклассников. Результаты исследования по шкале «Автономность» на контрольном этапе мы поместили в таблицу 6. Таблица 6 Распределе ...
Проблемы дидактизма в работах
Роберта Оуэна
Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению) — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Эту науку определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происхо ...