Рецензия на книгу В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Педагогические практики » В.А. Сухомлинский - украинский советский педагог » Рецензия на книгу В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Очень хорошая воспитательная книга! У Сухомлинского явно талант! Книга написана красиво, понятно и легко! Понравилось, что Сухомлинский не хотел сделать себя так называемым "проповедником педагогики" и писать Библию педагогики, он просто записывал историю своих детей, потому, что это его жизнь, сердце, он, воодушевившись подвигом польского коллеги Я. Корчака, отдал сердце детям, навсегда. Отличие Сухомлинского от Макаренко в том, что к Сухомлинскому пришли не дети-хулиганы, не дети с каким-то темным прошлым, и не такие взрослые дети (а у Макаренко в своем большинстве не было маленьких детей в колонии и получалось, что он упускал тот самый момент строения личности, когда маленький ребенок как раз впитывает те самые истины), казалось бы, это должно быть только плюсом, что Сухомлинскому проще будет воспитать этих детей. Но это не так. Да, у него не было тех проблем, которые были у Макаренко, но были свои камни преткновения, которые тоже не менее трудно перебороть. Я считаю, что это два великих педагога, и у обоих можно взять что-то свое и совместить их учения, получится очень даже неплохо.

Самым главным для Сухомлинского было вырастить Человека. И чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни, чтобы получил не только образование младшей школы - умение читать и писать, а умел и намного больше, например, музыкальные умения для души или поделки с дерева и прочее. Педагог говорил, что, будучи директором школы, завидует учителям, потому что он - всего лишь начальник, который иногда бывает с детьми, а учитель всегда с детьми. И воспитание заключается в сближении с ребенком, в знании его проблем и радостей, в разделении его проблем и радостей. Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то. И это правильно - без доверия не будет воспитания.

Сухомлинский сумел построить учение так, чтобы вызвать желание и удовольствие у детей, показал, что они чего-то достигают и могут. Он сумел построить коллектив, я думаю, что дети так и останутся дружными в будущих старших классах. Он развивал мышление и анализ детей, учил их делиться и сопереживать, поддерживать и дружить, общаться и работать. Педагог построил учение в форме игры, но дети воспринимали его, как труд, а значит, надо было стараться и достигать. У Сухомлинского не было детей, которые хуже других только потому, что у одних выходит учиться больше, а у них меньше. Он программировал всех детей на успех, давал «отстающим» задания полегче, чтобы они с ними справились, после чего хвалил ребенка.

Ребенок при этом не чувствовал себя «изгоем» и дураком, учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, тем самым все дети были равны и одинаковы, хотя, как в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребенок нашел себя в том или ином занятии. Дети любили воспитателя, и были равными с ним, близкими ему, и именно это равенство стирало всевозможные границы, они были прежде всего коллективом и коллективом друзей, а потом уже учениками и учителем. Сухомлинский показал, что все его истины вполне воплощаются в реальность при правильном подходе и обращении с детьми. Я думаю, что каждый сегодняшний учитель должен брать истины из книги Сухомлинского, потому что он - действительно учитель от Бога, и он действительно отдал сердце детям. И, думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он прежде всего должен чувствовать и понимать детей, отдать им сердце, и они полюбят своего учителя, так же, как он любит их, а значит дети и учитель найдут точки соприкосновения и в учении, и за ним.

В огромном литературном наследии В.А. Сухомлинского не все равноценно. В его публикациях встречаются повторы одних и тех же мыслей и даже одних и тех же сюжетов из практики Павлышской школы. Но это может быть объяснено стремлением автора в разных ракурсах лучше довести до читателя ту или иную мысль и раскрыть свою педагогическую лабораторию.

Со временем, естественно, что-то утратит значение, но основное из созданного этим корифеем советской педагогики просто вошло в бессмертную сокровищницу советской педагогической мысли, и будет долго и надежно служить народу в благородном деле воспитания всесторонне развитой личности человека.

Новости образования:

Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...

Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориент ...

Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы по ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru