Общеизвестно, что многие проблемы обученности математике переносятся из года в год и характерные ошибки переходят из класса в класс и несут «лавинообразный» характер, и этот факт несомненно нужно было учитывать при работе с детьми. По опыту предыдущих лет моей работы было выявлено:
1. При переходе из начальной школы в среднюю начальной школы в среднюю лидируют ошибки внимания. С пятого по девятый классы эти ошибки допускают
15 -23% учащихся. Самыми невнимательными являются ученики пятых и шестых классов. Это чаще всего ошибки списывания (замена цифр, знаков), потеря промежуточного результата действия, ответ не на главный, а на второстепенный вопрос задания. Выяснилось, что проблема концентрации внимания, неразвитость кратковременной памяти, неумение удержать в памяти результат промежуточного действия особо выявляется именно на ступени перехода из начальной школы в среднюю.
2. Ошибки в применении алгоритмов арифметических действий (в табличных вычислениях, переходах через разряд, расположение чисел по разрядам, действиях с обыкновенными и десятичными дробями) не так многочисленны и постепенно уменьшаются при переходе учеников в следующий класс (от 18% до 3%).
3. Ошибки в определении порядка действий в вычислительных примерах и заданиях на тождественные преобразования выражений. На мой взгляд, определяя порядок действий в том или ином задании, ученики видят отдельные его части – цифры, знаки, буквенные выражения, не видя целостной структуры задания. Таким образом, по-прежнему актуальна мысль о неравномерности в развитии анализа и синтеза (от 13% до 5%).
4. Ошибки в действиях с именованными числами (в преобразовании единиц площади, времени и скорости) (с 23% до 7%).
5. Значительно большее количество ошибок допускают учащиеся при решении текстовых задач. С пятого по девятый классы 23–33% учащихся не понимали текста задачи, 10–25% учеников не могут правильно выделить главный вопрос задачи. При этом характерно, что составив верно краткую запись условия задачи, лишь половина учащихся делает правильный выбор действий для ее решения. Еще раз подтверждается мысль о том, что краткая запись условия задачи, перенасыщенная символами, сокращениями, математическими знаками не является моделью и зачастую не помогает, а мешает ученику. Более эффективны, на мой взгляд, схемы, графики, чертежи.
Таким образом, целью моей работы стало:
1. Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
2. Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
3. Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
4. Поддерживать тесную связь с учителями начальных классов с целью своевременного устранения возникающих проблем.
Новости образования:
Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...
Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...
Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения
биологии
валеология культура здоровье биология Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Показатели рациональной организации учебного процесса Показателями рациональной орга ...