Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники:
программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998),
"Юный эколог" (С.Н. Николаева, 1999),
" Программа экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998),
"Семицветик" (В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова, 1997);
Т.к в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если постоянно использовать различные формы наглядности. На занятиях мы использовали демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, технические средства обучения- слайды, диафильмы, видеофильмы. Использовали и различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал был использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.
В работе были использованы демонстрационные картины, на которых представлены экзотические, малоизвестные животные (коала, дикобраз, джейран) в крупном масштабе и со своими детенышами.
Как раздаточный материал использовались и наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. С детьми мы проводили дидактические игры, упражнения, создавали проблемные ситуации. Например, одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15 карточками, и предлагалось разложить их в два ряда: в один - домашних, а в другой - диких, животных; или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д.
Создавали и проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирали животных, которые могут в ней жить, а потом объясняли, почему они сделали такой выбор. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным объектам. Конспект занятия на тему: "Как растут растения" ( Приложение 11). Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов "Вода. Состояние воды. Цветной лед." (Приложение 12), наблюдений. В процессе обучения обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при посадке растений (Приложение 13), при очистке территории от снега, в подкармливании птиц.
Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экспериментальной группы динамических представлений об изменениях в живой природе, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом.
Новости образования:
Анализ результатов опытно- экспериментальной работы
Задача заключительного этапа нашей работы- провести комплексный анализ результатов опытной работы и на основании этого сделать вывод об эффективности игровой технологии как рационального пути преобразования знаний, умений, навыков младшими школьниками, повышения мотивации к учебной деятельности. По ...
Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму
музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...
Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...