3 балла – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов;
4 балла – установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщённости знаний;
5 баллов – системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.
Исходя из этого, выделяются уровни сформированности знаний о живой природе, выделенных в программе "Детство".
55 – 44 балла – высокий уровень.
Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие к попавшим в беду; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить их состояние, элементарно установить причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Проявляет активность, стремление к познанию новых сведений о природе, базирующихся на уже знакомых представлениях. Выделяет и осознаёт как практическую, оздоровительную, эстетическую ценность природы, так и её самоценность.
43 – 37 баллов – достаточный уровень.
Ребёнок знает достаточное количество растений и животных, их характерные признаки. Самостоятельно выделяет признаки живого, чаще ориентируясь на конкретный объект, чем систему в целом. Выявляет существенные связи класса объектов, ориентируется в элементарных понятиях, хотя допускает незначительные ошибки. Проявляет интерес к привлекательным объектам природы, тянется к общению с живыми объектами, эмоционально его переживает, проявляет гуманные чувства к очевидным нарушениям во взаимодействии "человек – природа". Осознание ценности природы сформировано достаточно полно, но возникают затруднения в выделении самоценности природы. Выделяет признаки красоты природы, эстетический компонент.
36 – 29 баллов – средний уровень.
Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых зверей, рыб, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные, не всегда существенные признаки. Затрудняется в выделении родовых, видовых обобщений, объективных связей внутри класса объектов. Знает некоторые правила поведения в природе. Но не всегда переносит их в реальное поведение. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту природы, осознаёт основные компоненты её ценности, проявляет в ряде случаев гуманные чувства.
Менее 29 баллов – низкий уровень.
Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за животными и растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Не проявляет познавательного интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.
Таким образом, на констатирующем этапе работы с детьми были проведены индивидуальные беседы, которые включали вопросы, задания игрового характера, дидактические игры, проблемные ситуации, а также метод наблюдения за отношением детей к живым существам в природе.
Уровень полноты знаний определял многообразие объектов и сторон познаваемого объекта, известных ребёнку. Детям были предложены словесная и дидактическая игра, а также ряд вопросов. Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о многообразии природы. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов. Так на вопрос: "Назови сезоны года" - Павел Р. ответил: "Я все сезоны знаю, сейчас идёт зима, потом будет весна, потом лето, а потом осень, а после опять зима и всё сначала".
Дети также показали, что многие из них знают большое количество растений и животных. Например, на вопрос: "Каких животных ты знаешь?" - Настя А. спросила: "Домашних или диких?", что позволяет отметить полноту и точность её представлений о животных. В этой серии наиболее заинтересовала детей игра "Узнай по голосу", которая вызвала эмоционально-положительный настрой к продолжению беседы.
Новости образования:
Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...
Общепедагогические принципы экологического
образования дошкольников
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, де ...
Использование Интернет во внеклассной работе по английскому языку
В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным. В сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком. Бол ...