1. Начало 20-х – конец 30-х годов – зарождение и становление, поиски форм методов профориентационной работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала.
2. Конец 30-х – конец 50-х – «эпизодическое» функционирование, незначительное участие ученых и специалистов в профориентационном процессе.
3. Начало 60-х – начало 80-х – активный поиск в решении задач профориентации.
4. С 1984 года по настоящее время – теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации.
Первый этап. Уже с первых лет существования Советского государства большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и профконсультации, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и народного комиссариата труда, производившего учет и распределение рабочей силы.
Трудовое воспитание и обучение рассматривались в эти годы как важнейшая составная часть подготовки подрастающих поколений к производственной деятельности.
В 1933 году была открыта лаборатория промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиции психологии и создание профессиограмм.
В 1927 году в качестве опытно-показательного научно-практического учреждения при Психолого-педагогическом отделении Института им. А.И. Герцена была создана психолого-педагогическая амбулатория, одной из задач которой было проведение психотехнического обследования выпускников школ и их профконсультация.
Спустя два года в стране уже была создана целая сеть бюро, кабинетов и лабораторий профконсультации.
Схематично данная структура может быть представлена следующим образом: первое звено – отраслевые профконсультационные кабинеты или бюро при отделах Наркомтруда РСФСР и ряда союзных республик; второе звено – психотехнические лаборатории при научно-исследовательских институтах и учебных заведениях; третье звено – бюро профконсультации, создаваемые непосредственно на производстве: заводах, учреждениях, фабриках и т.д.
Работу этих звеньев объединял и направлял Межведомственный совет при Народном комиссариате труда.
Но следует отметить, что из этой системы выпадало главное ее звено – общеобразовательная школа, в которой и должен был осуществляться процесс профессионального становления личности.
В начале 30-х годов в стране подверглись серьезной критике буржуазные концепции в области психотехники; высказывались предположения о необходимости выделения профориентации как самостоятельного направления профконсультационной работы и проведения ее на базе общеобразовательных школ.
Второй этап (конец 30-х – конец 50-х годов) Массовой систематической профориентационной работы не проводилось, её вели лишь педагоги-энтузиасты. В этот период, естественно, прекратилась деятельность по организации единой государственной службы профориентации.
Третий этап. После продолжительного периода застоя в конце 50-х – начале 60-х годов наблюдается оживление профориентационной работы в стране. Это было связано, главным образом, с перестройкой системы народного образования в связи с укреплением связи школы с жизнью, выдвинувшей перед педагогическими коллективами ряд новых и сложных задач по подготовке школьников к выбору профессии. В этот период, завершающийся в начале 80-х годов, опубликовано значительное количество работ, где делается попытка определить:
а) исходные теоретические позиции советской системы профориентации;
б) организационную структуру этой системы в масштабе страны.
Средняя общеобразовательная школа стала сочетать общее и политехническое обучение с профессиональным, вооружившим школьников навыками и умениями определенной профессии (специальности) [2].
Проводилась и специально организованная работа по профориентации: на уроках большое время заняли лабораторные и практические занятия, глубже стала связь теоретических знаний с практикой.
Опыт передовых школ городов, областей, краев и республик способствовал тому, что в стране постепенно стала складываться система управления профориентацией и трудоустройством. Разработкой научных проблем профориентации в 50-60-е годы занимался и Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования. Сотрудники отдела психологии труда создали методику сбора, отработки, хранения и оперативного поиска профессиографической информации; ими были составлены краткие профессиограммы, методические рекомендации, призванные помочь педагогам в профориентации молодежи.
Новости образования:
Уровни умения решать задачи
Исходя из того, что познавательная область является для процесса обучения главной, то для определения качества достижения целей важно такое понятие, как уровень усвоения. В современной педагогике в качестве показателей обученности определяют уровни усвоения знаний и умений, состояние видов активной ...
Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно боль ...
Анализ результатов опытно- экспериментальной работы
Задача заключительного этапа нашей работы- провести комплексный анализ результатов опытной работы и на основании этого сделать вывод об эффективности игровой технологии как рационального пути преобразования знаний, умений, навыков младшими школьниками, повышения мотивации к учебной деятельности. По ...