Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности

Страница 1

В ходе освещения темы общения, содержание темы коммуникативности или же совместного действия, оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследуется нами в процессе исследования. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами. Объективные или внешние причины – разъединение людей в пространстве, запрет, исчезновение средств, общения. Субъективные – взаимное или одностороннее нежелание продолжать общение, понимание необходимости прекращения.

Важно определение, выражающее степень социальности общения, которое обуславливает все его компоненты: содержание, средства, виды. Личность, вступающая в общение, испытывает на себе «груз социальности». Социальная ситуация служит условием, фактором развития и формирования общительности как свойства личности.

Развитие техники привело к появлению различных средств передачи информации на значительные расстояния, к одновременному восприятию ее большими массами людей. На этой основе сложилась массовая коммуникация как особый вид общения.

Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Под влиянием массовой коммуникации происходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При этом выявляются обстоятельства, которые характеризуют непрерывный поток информации, как выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в сознании людей.

Содержание массовой коммуникации должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера и является признаком второго критерия.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Рассматривая критерии общения можно выделить и три основных его мотива:

- деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

- познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка;

- личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:

- экспрессивно – мимически (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);

- предметно – действенно (позы, жесты);

- речевым способом.

Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельности общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме.

Формы общения закономерно сменяются на протяжении развития. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками, можно рассматривать как смену своеобразных форм.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. Пре ...

Общая характеристика использования НИТ в сфере образования
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накопле ...

Сопоставительно-критический обзор методов обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru