Умелым и мудрым обращением с подчиненными отец Моисей врачевал души вверенных ему насельников обители. Однако при мудрой снисходительности отца Моисея его правление вовсе не было слабым. Он редко взыскивал, долго молчал, хотя и видел какие-либо беспорядки, но, тем не менее, в случае надобности умел вразумить, кого требовалось, и напомнить ему о послушании. Нерадения или небрежности в деле послушания, на которое он сам смотрел и всех приучал смотреть как на дело Божие, он весьма не любил, и тому, кто в этом оказывался виновным, он в свое время давал почувствовать свою вину.
Он был истинным патриотом своей Родины, по свидетельству жизнеописания, имел «патриотическую отзывчивость к бедствиям Отечества». В годы Крымской войны отец Моисей живо интересовался всеми событиями на фронте и горячо принимал к сердцу победы и поражения русских войск. Его сострадательное сердце откликалось на бедствия в любом уголке нашей Родины. Случался ли где пожар, голод или какое-нибудь другое стихийное бедствие, он всегда был усердным жертвователем на нужды пострадавших. Отец Моисей использовал следующие методы, средства и приемы при воспитании:
- обращался к совести человека, приучал каждого все делать по совести;
- не дозволял уклоняться в своеволие, одновременно всякому благоразумно предоставляя свободу;
- всегда благодарил за труд, считая лучшей наградой - доверие;
- провинившемуся предоставлял возможность загладить свою вину;
- делал замечание только тогда, когда виновный находился в подходящем состоянии: хорошем, спокойном расположении духа;
- делал замечания не ежечасно и ежедневно, а достаточно редко, за один раз высказывая все, что необходимо, что действовало сильнее часто повторяемых выговоров;
- жалобщика побуждал первым делать шаг к примирению;
- учил братию благодушно переносить немощи окружающих, ни при каких обстоятельствах не сомневаясь в возможности исправления любого человека;
- говорил с каждым сообразно с его понятиями;
- старался направить к полезному волю всякого;
- всегда сам избегал осуждения и учил этому других;
- учил любить Родину;
- для того чтобы человек мог лучше, без обид, воспринять его слова, просил прощения даже у тех, перед кем не был виноват.
Этими принципами может и должен руководствоваться в своей практической деятельности не только каждый церковный пастырь, но и каждый педагог, где бы он ни трудился.
В наши дни, когда российская система образования начинает освобождаться от атеистических пут, монастырская педагогика привлекает все большее внимание не только исследователей и теоретиков, но и практиков школьного дела. Недаром широкое применение в образовательном процессе находят труды схиархимандрита Иоанна, в которых раскрываются принципы, формы и методы, получившие воплощение в системе монастырского воспитания. Недаром все большую популярность и общественную значимость приобретают Глинские чтения, собирающие сотни и тысячи учителей и преподавателей высшей школы, которые сознают важность обращения к опыту педагогической деятельности русских монастырей для современной системы образования и воспитания.
Таким образом, русская педагогическая культура на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.
В деле воспитания русского народа велико значение монастырей.
Монастырские школы восходят к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины и главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали.
Все монастырские школы руководствовались определенными уставами. Например, один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).
В настоящее время, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства. Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.
Новости образования:
Игра как психологический
и социально-педагогический феномен
Для того, чтобы определить понятие «игровые технологии», необходимо рассмотреть понятие «игра» и её историческое становление, выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах. Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимущест ...
Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Исследованием речи в онтогенезе занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и д. р. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и др. отмечают, что речь не является врожденной способностью, а развивается в ...
Проблемная ситуация и задача
Любая учебная проблема возникает из проблемной ситуации, «как ясно или неясно осознанное субъектом затруднение» Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. А ...