Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни

Педагогические практики » Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики » Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни

Страница 2

Умелым и мудрым обращением с подчиненными отец Моисей врачевал души вверенных ему насельников обители. Однако при мудрой снисходительности отца Моисея его правление вовсе не было слабым. Он редко взыскивал, долго молчал, хотя и видел какие-либо беспорядки, но, тем не менее, в случае надобности умел вразумить, кого требовалось, и напомнить ему о послушании. Нерадения или небрежности в деле послушания, на которое он сам смотрел и всех приучал смотреть как на дело Божие, он весьма не любил, и тому, кто в этом оказывался виновным, он в свое время давал почувствовать свою вину.

Он был истинным патриотом своей Родины, по свидетельству жизнеописания, имел «патриотическую отзывчивость к бедствиям Отечества». В годы Крымской войны отец Моисей живо интересовался всеми событиями на фронте и горячо принимал к сердцу победы и поражения русских войск. Его сострадательное сердце откликалось на бедствия в любом уголке нашей Родины. Случался ли где пожар, голод или какое-нибудь другое стихийное бедствие, он всегда был усердным жертвователем на нужды пострадавших. Отец Моисей использовал следующие методы, средства и приемы при воспитании:

- обращался к совести человека, приучал каждого все делать по совести;

- не дозволял уклоняться в своеволие, одновременно всякому благоразумно предоставляя свободу;

- всегда благодарил за труд, считая лучшей наградой - доверие;

- провинившемуся предоставлял возможность загладить свою вину;

- делал замечание только тогда, когда виновный находился в подходящем состоянии: хорошем, спокойном расположении духа;

- делал замечания не ежечасно и ежедневно, а достаточно редко, за один раз высказывая все, что необходимо, что действовало сильнее часто повторяемых выговоров;

- жалобщика побуждал первым делать шаг к примирению;

- учил братию благодушно переносить немощи окружающих, ни при каких обстоятельствах не сомневаясь в возможности исправления любого человека;

- говорил с каждым сообразно с его понятиями;

- старался направить к полезному волю всякого;

- всегда сам избегал осуждения и учил этому других;

- учил любить Родину;

- для того чтобы человек мог лучше, без обид, воспринять его слова, просил прощения даже у тех, перед кем не был виноват.

Этими принципами может и должен руководствоваться в своей практической деятельности не только каждый церковный пастырь, но и каждый педагог, где бы он ни трудился.

В наши дни, когда российская система образования начинает освобождаться от атеистических пут, монастырская педагогика привлекает все большее внимание не только исследователей и теоретиков, но и практиков школьного дела. Недаром широкое применение в образовательном процессе находят труды схиархимандрита Иоанна, в которых раскрываются принципы, формы и методы, получившие воплощение в системе монастырского воспитания. Недаром все большую популярность и общественную значимость приобретают Глинские чтения, собирающие сотни и тысячи учителей и преподавателей высшей школы, которые сознают важность обращения к опыту педагогической деятельности русских монастырей для современной системы образования и воспитания.

Таким образом, русская педагогическая культура на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.

В деле воспитания русского народа велико значение монастырей.

Монастырские школы восходят к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины и главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали.

Все монастырские школы руководствовались определенными уставами. Например, один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).

В настоящее время, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства. Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Ход и результаты экспериментального исследования
Объектом исследования стали 30 учеников. Из них 16 учеников контрольного класса (11А) и 14 учеников экспериментального класса (11Б). Классы отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях развития, обученности и воспит ...

Рецензия на книгу В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
Очень хорошая воспитательная книга! У Сухомлинского явно талант! Книга написана красиво, понятно и легко! Понравилось, что Сухомлинский не хотел сделать себя так называемым "проповедником педагогики" и писать Библию педагогики, он просто записывал историю своих детей, потому, что это его ...

Устная проверка
Устная проверка знаний - основной способ учета результатов обучения. При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением р ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru