Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность.
Развитие творческого мышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждой теме учащиеся выполняют систему творческих заданий – комплекты творческих заданий по каждой из вышеперечисленных групп логических операций с помощью методов.
К этим методам относятся:
1. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.
2. Методы активизации творческого мышления:
а) «мозговой штурм»;
б) метод контрольных вопросов;
в) синектика - это метод решения творческих задач путём поиска аналогий;
г) метод фокальных объектов – это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов;
д) морфологический анализ – это метод преобразования системы путём объединения различных элементов, веществ и явлений;
е) алгоритмические методы – это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий;
ж) системный анализ – это метод решения творческих задач путём использования элементов системы, в которой возникли затруднения, элементов окружающей среды и связи между ними.
Обучение учащихся применению этих методов, как в прямом, так и в комбинированном виде и составляет сущность развития творческого мышления.
Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды задания: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и заданий; исправление ошибок.
Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает следующие виды заданий: определение причин; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы.
Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведение наблюдения; прогнозирование развития системы.
Новости образования:
Активные методы обучения и их реализация на средней
ступени
Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом п ...
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...
Психолого-педагогические
особенности обучения геометрии в старших классах
Результатом обучения математике, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных её элементов: понятий, представлений, различных умственных действий. Формирование познавательной деятельности непосредственно связано с процессом усвоения, так как процесс ...