Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе. Поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению.
Начинать экологическое образование следует с раннего возраста. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, эксперименты, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы. Так как для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.
Исследователи А.Н. Захлебный, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, Б.Ф. Терентьева и др. утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Исследуются новые аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников. Т.В. Потаповой детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры». Система знаний как средства формирования у дошкольников отношения к природе явились предметом изучения В.Г. Грецовой, З.П. Плохий. В их работах показано, что чувства деятельной любви к природе и соответствующего ей поведения развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л. С. Леонтьев).
Вопросами создания и организации предметно-развивающей среды занимались С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова и другие. По мнению данных исследователей предметно-развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для экологической деятельности каждого ребенка.
В практике детского сада педагоги часто не понимают значимости создания предметно-развивающей среды для организации процесса экологического образования, и существует противоречие между тем, что предметно-развивающая среда является важным средством развития ребенка, но в экологическом образовании используется недостаточно. В связи с этим тема нашего исследования особенно актуальна.
Объект исследования: экологическое образование детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда как средство экологического образование детей среднего дошкольного возраста.
Цель – изучить научно-теоретические и практические подходы к созданию предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста
2. Рассмотреть предметно-развивающую среду как средство развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Изучить методику организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать педагогически целесообразную модель построение предметно-развивающей среды, направленную на формирование основ экологической культуры дошкольников.
5. Проанализировать влияние предметно-развивающей среды на формирование основ экологической культуры дошкольников.
Определение цели и задачи исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу:
Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если наибольшее внимание будет уделяться предметно-развивающей среде в детском саду.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; сравнение, систематизация, обобщение теоретических данных, конспектирование, цитирование, реферирование.
Эмпирические: организация и использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста, диагностика детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края.
Новости образования:
Рекомендации для родителей
Баловать или наказывать? С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все родители, и неправильное ее решение может привести к очень серьезным последствиям – как для них самих, так для самих, так и для ребенка. Маленький человек еще не имеет жизненного опыта, позволяющего взрослым действовать имен ...
Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: · информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; · друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; · диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ...
Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
Можно ли определить творческую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответить на такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными. Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая инд ...