В данном параграфе мы представим результаты создания предметно-развивающей среды и экологического образования детей с помощью этой среды.
Проводя с детьми экологические занятий и создавая вокруг них соответствующую экологическую среду, мы делали постоянные наблюдения, и в конце 2011 года провели такую же диагностику, как в начале года. Данные диагностики приведены в таблице (см. Приложение 9).
По данным таблицы можно сделать вывод, что экологическая образованность детей, после создания соответствующей предметно-развивающей среды и экологических занятий, значительно повысилась.
Низкий уровень (5-7 баллов) – 2 человека (10 %);
Средний уровень (8-12 баллов) – 12 человек (60 %);
Высокий уровень (13-15 баллов) – 6 человек (30 %).
Во время выполнения заданий дети с высоким уровнем сформированности экологических знаний были очень активны. Во время выполнения задания комментируют свои действия, аргументируют свой выбор. Правильно называют представителей животного мира, дают характеристики внешнего вида, повадок. Хорошо знают части растений, деревьев. Эмоциональны при определении времени года, часто приводят примеры из личного опыта.
Например, Дмитрий В. комментирует свои действия при классификации животных: «Это коза, она дома живет, она домашняя. У нее есть копыта, рога, а еще шерсть. У меня варежки есть. Мама сказала, что они из козочкиной шерсти. Они теплые-теплые, мягкие. Коза хорошая. А у козла еще борода бывает.
Это бык, у него рога, он бодается. Он живет дома, в сарае».
При определении времени года: «Это осень. Осенью листочки падают, бывают тучки, дождики, лужицы, деревья качаются без листочков. (А почему деревья качаются?) А потому что на них ветер дует (показывает руками) Вот так сильно-сильно».
Софья Ч. описывает времена года:
«Это зима. Деревья голые, снежинки падают на землю, лежит снег, его нельзя кушать, он холодный. Босиком нельзя по снегу бегать, можно босиком только летом. Солнышко светит, но оно ленивое, не греет».
Дети с высоким уровнем сформированности положительного отношения к природе проявляли разные чувства и эмоции по отношению к объектам природы: сочувствие и сопереживание, познавательную заинтересованность, радость от восприятия красоты природы, позитивных изменений в мире растений.
Дети сразу реагировали на сообщения воспитателя, подходили к нему, задавали вопросы и предлагали свою помощь.
Например, Раиса Г., сразу подошла к воспитателю: «Давай я тебе буду помогать, бедненькие цветочки, они пить хотят. Мы ведь пили, да? А они нет, надо их полить».
Олег Д. подошел сразу к уголку природы: «Я тоже хочу. А ты мне дашь тряпочку, я хочу листочки помыть?»
Дети со среднем уровнем сформированности экологических знаний не всегда могут аргументировать свой выбор. В основном знают представителей животного мира, но затрудняются в назывании отличительных особенностей. Называют не все части растений, деревьев. Часто не знают корни, стебель. Некоторые затрудняются назвать ветки.
При описании времен года дают описание характерных признаков сезона, но часто забывают название времени года, особенно часто не могут назвать весну, некоторые не называют лето.
Например, Никита Б. при определении времен года не смог дать название таким временам года как весна, лето, а признаки сезонов назвал: «Упали листики, дождик капает, ветер дует, холодно стало» (про осень).
«Зеленая травка, солнышко выглянуло, цветочки растут, бабочки летают, купаться можно» (про лето).
Однако, дети среднего уровня сформированности положительного отношения к природе реагировали на сообщение воспитателя, подходили к уголку природы, задавали вопросы, советовали.
Некоторые из детей на третьем этапе предлагали свою помощь, изъявляли желание включиться в совместную деятельность, иногда проявляли сочувствие по отношению к обитателям уголка природы.
Например, Ярослав О. на сообщение воспитателя среагировал так: «Я сейчас дорисую и приду».
Дорисовал, подошел к уголку природы, спросил: «А рыбы кушают? А ты только рыб кормишь? А улиток? Они тоже будут кушать?» Владик давал советы воспитателю: «Ты вот этот цветок полей, смотри земля сухая. А листья надо брызгать. Они любят, когда брызгают».
Тимур Ж. говорит: «Да, правильно, надо поливать, ухаживать, а то цветочков не будет». На третьем этапе Максим изъявляет желание включиться в деятельность: «Я поливать могу. Ты мне дашь лейку?».
Дети с низким уровнем сформированности экологических знаний часто допускают ошибки в назывании представителей животного мира и определении их характерных признаков.
Новости образования:
Подготовка и показ демонстрационных опытов
Любому демонстрационному опыту отводится краткий промежуток времени, и поэтому он всегда должен быть тщательно подготовлен и проверен. Демонстрационный эксперимент ставится как иллюстрация к объяснению нового материала. Демонстрация опытов – это искусство, требующее особых навыков и напряженного вн ...
Уровни сформированности культуры межнационального общения
Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низ ...
Экспериментальное исследование:
процедура, результаты и их обсуждение
Экспериментальное обоснование концептуальной модели психического развития детей дошкольного возраста осуществлялось на базе ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 и ГОУ детский сад № 761 Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Основными методами исследования были: ...