Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия Присциллы - показ фрески. Эти фрески и изображения носят ещё античный характер. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором.
Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, центром которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. (Показ видов Константинополя, ныне Стамбул, Турция). Этот праздник известен под названием «обновление Царьграда» и его тропарь звучит так: «Град Богородице предает и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берет силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: Радуйся, надежда всех концов земли». Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии (ПОКАЗАТЬ), которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии. Археологические раскопки выявили в Константинополе около 200 церквей, посвящённых Богоматери. (ПОКАЗАТЬ Византийскую мозаичную икону – 13 век).
Сегодня наше занятие посвящено самой древней, самой почитаемой иконе Богоматери . Какой? (Показ иконы Владимирской божьей Матери).
- Ответы детей : Иконы Владимирской божьей Матери.
Замечательный русский поэт Максимилиан Волошин посвятил иконе Владимирской Божией матери стихотворение. Он увидел ее в Третьяковской галерее, она была только что отреставрирована. Поэт был просто потрясен, увидев ее , он несколько дней подряд приходил в музей и смотрел на нее. С тех пор репродукция этой иконы всегда стояла на его письменном столе. Послушайте отрывок из этого стихотворения. (сопровождается музыкальным произведением)
Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует . Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке .
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь - порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озера этих глаз?
Давайте мы тоже постараемся внимательно разглядеть эту икону. А пока я вам расскажу о ее иконографии и истории.
История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок, даже о появлении ее на Руси в древних источниках рассказывается по-разному.
Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезничала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери, и, увидев изображение Свое на иконе, Она повторила Свое пророчество: «Се, ныне ублажат Меня все роды». — и добавила: «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». .» (ссылка на литературу). До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией.
Хочу заметить, что икона Владимирской Божией Матери, которая попала к нам из Константинополя является списком с иконы, написанной евангелистом Лукой. Ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (копии с икон, писанных когда-то евангелистом). (ссылка на литературу Л. А. Успенский «Богословие иконы Православной Церкви»). Списки делали с верой, что чудесная сила первого изображения перейдет и на их повторение.
Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая») – по гречески Елеу́са, и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу.
Новости образования:
Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны: • соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становл ...
Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Расстройства памяти у умственно отсталых лиц объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированнос ...
Краткий обзор новых педагогических технологий
В числе выдающихся представителей новых технологий следует назвать Ш.А Амонашвили – новатора экспериментального обучения учащихся начальных классов. Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения язы ...