В указанном параграфе речь пойдет о развитии научных направлений по физике и математике и интеграции их достижений в образовательный процесс в других вузах Ставрополья. Прежде всего, хотелось бы отметить результаты деятельности и успехи Ставропольского политехнического института, основанного в 1971 году в связи с решением Совета Министров СССР в Ставрополе на базе филиала Краснодарского политехнического института .
Кафедра физики в Ставропольском политехническом институте (ныне Ставропольский Государственный технический университет) была образована в 1971 году. С 1971 по 1973 гг. под руководством Миронченко Ю.А., кандидата физ.-мат. наук, доцента. Кафедра математики была образована в октябре 1971 г., под руководством Меньшиковой В. И. 63
Профессорско-преподавательский состав кафедры физики Ставропольского политехнического института на 1974-1975 учебный год составил 14 человек. С 1973 г. заведовал кафедрой физики Калинкин Б.А., кандидат технических наук, доцент. В состав кафедры входили: старший преподаватель к. ф. - м. н. Арутюнян М. А., старшие преподаватели Марков И. И.,Осипова С. Л. к. ф. - м. н. Полихрониди Н. Г., ассистент Белан В. И., Бридько В. К., Волохович С. В., Доде С. А., Голубин М. А., Ильченко Е. М., Колобова Э. С, Рыбякина С. Д., Шестопалова В. И.64 Нормальной работе кафедры препятствовало отсутствие специально оборудованной лекционной аудитории, отдельного помещения для кафедры, совмещение лабораторий оптики и электромагнетизма в одной комнате. В 1976-78 учебном году на кафедре физики работало 15 штатных преподавателей, в том числе доцентов и старших преподавателей пять человек, а ассистентов восемь65. В том же году на кафедре математики из 16 старших преподавателей, работало пять доцентов и старших преподавателей, 6 старших преподавателей без степени и пять ассистентов66.
Кафедра физики Ставропольского политехнического института в 70-е гг. переживала этап своего становления. Помимо нехватки помещений и оборудования отрицательно сказывался недостаток квалифицированных кадров, имеющих кандидатские и докторские ученые степени и постоянно занимающихся научными исследованиями. Поэтому кафедра физики не могла справиться с выполнением учебной нагрузки в полном объеме. Еще хуже обстояло дело с руководством научной работой студентов. Руководство УИРС кафедрой не планировалось и не проводилось. Планируемая учебная нагрузка кафедры физики на 1976-1977 учебный год составляла 1234 часа, однако проведено было 1164 часа, что составило 94%. На кафедре было проведено 3387 часов лабораторных работ с применением технических средств обучения, вместо планируемых 5940 часов. Лабораторный практикум включал в себя 11 работ, на кафедре было поставлено 9, модернизировано 3. Рабочие программы - всего 4, были составлены для всех форм обучения. Экзаменационные планы были переработаны для всех специальностей дневной формы обучения67.
Начиная с 1977 по 1978 гг. заведующим кафедрой физики Ставропольского политехнического института становится Кучин В.Д., доктор физико-математических наук, профессор. В течение текущего учебного года произошли значительные изменения в составе кафедры. Профессорско-преподавательский состав на начало учебного года насчитывал 13 человек. Число преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук или звание профессора, выросло с 7 % до 14 %, преподавателей со степенью кандидата наук или званиям доцента с 42 % уменьшилось до 28 %, специалистов с базовым университетским образованием на начало учебного года составляло 28%, а в конце года 14 %, работников со специальным экономическим образованием или опытом работы по специальности не менее двух лет было 28 %,а в конце учебного года они полностью отсутствовали. Благоприятные кадровые изменения произошли в плане увеличения числа докторов физико-математических наук, что позволило поднять уровень обучения на более высокую ступень. Однако, ощущалась острая нехватка специалистов, имеющих ученую степень кандидата физико-математических наук и базовое университетское образование . В 1978-1979 учебном году более половины преподавателей, а точнее 58,3% имели ученую степень или ученое звание: докторов наук, профессоров 8%, кандидатов наук, доцентов 41 %. Объем учебной работы составил 13837 часов . Научно-исследовательская работа на кафедре была развита еще слабо, преподавательский состав кафедры сосредотачивал усилия главным образом на учебно- методической работе. До конца 70-хгг. была успешно защищена только одна кандидатская диссертация по физико-математическим наукам в апреле 1975 года. Ее автором был сотрудник кафедры физики Голубин М. А. Результаты диссертации были одобрены коллегами на I -й Уральской конференции по спектроскопии, где М.А. Голубин выступал с докладом.70
Новости образования:
Понятие воображения. Виды воображения. Функции воображения
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мыс ...
Урок – конкурс по теме «Имя существительное»
(Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры) Цель урока: 1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное»; повторение знаков препинания в простом сложном предложениях; 2) повторение теоретических понятий по теме и и ...
Определение общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной[25] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать таку ...