Оценка пассивного словаря:
5 баллов – правильно показывает от 219 до 265 слов
4 балла – правильно показывает от 172 до 218 слов
3 балла – правильно показывает от 125 до 171слова
2 балла – правильно показывает от 78 до 124 слов
1 балл – правильно показывает от 31 до 77 слов
2. Исследование активного словаря
Цель: Исследовать объем и качество активного словаря.
Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака.
Инструкция: «Я буду показывать картинки, а ты постарайся их правильно называть». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Какой цвет, размер, вкус, форма, величина…?» При исследовании словаря глаголов задаются вопросы: «Что делает…?», «Как кричит…?», «Как
передвигается…?»
Материал: предметные и сюжетные картинки.
А. Исследование словаря имен существительных.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь.
Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев, слон, рысь, носорог, лось, зебра.
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь, снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.
Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка, пирамидка, коляска.
Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа.
Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат, платье, варежки.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода, кастрюля.
Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец, милиционер, швея, пожарный.
Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула.
Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд.
Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, руки, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь.
Ягоды: клубника, малина, смородина.
Б. Исследование словаря имен прилагательных
Величина: большой, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Длина: длинный, короткий.
Обозначения цветов: красный, розовый, зеленый, желтый, голубой, белый, сиреневый, коричневый, оранжевый, черный.
Сила: сильный, слабый.
Тактильные ощущения: твердый, мягкий
Температура: горячий, холодный.
Толщина: толстый, тонкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Ширина: широкий, узкий.
В. Исследование словаря глаголов.
Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.
Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет.
Новости образования:
Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего
школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...
Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...
Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного
курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...