Этот прием, по существу, немногим отличается от запоминания по сюжету, но все-таки имеется разница, благодаря которой проще становится запоминать довольно абстрактный материал. (Начнем мы, конечно, с конкретного.) Кроме того, группирование 2-го уровня больше приближено к логическому запоминанию, поэтому желательно детей среднего школьного возраста уже приучить к этому приему. Итак, пробегите текст глазами, а затем внимательно прочитайте комментарий.(Приложение 3 )
- Как показывает опыт, наиболее трудной операцией является вхождение в текст - уж очень мы отвыкли активизировать свои ощущения. Поэтому перед началом работы с текстом давайте себе установку не только видеть содержание, но и слышать, и осязать.
- При формировании ЕИ не пытайтесь включить в нее буквально все, до последней мелочи. Больше полагайтесь на свою интуицию, на мышление - запоминание не только не ухудшится, но наоборот, станет мощнее.
- Нужно обязательно выработать у себя привычку: по окончании работы с текстом убеждаться, что вы можете мгновенно просканировать общую картинку и войти в любую ЕИ.
- У многих людей складывается мнение, основанное на собственном неудачном опыте, что запоминание - это трудная, неприятная работа. Постарайтесь убедить себя, что это не так, что запоминание - это скорее игра, забавная и познавательная. Чем меньше вы будете напрягаться в работе, тем быстрее и прочнее будете запоминать, тем легче будет впоследствии извлекать материал из ДВХ и производить с ним умственные операции.
Выводы:
1. Запоминание связанных текстов несколько отличается от запоминания сообщений, но может быть не менее прочным, если вы позаботитесь о создании опоры для ЕИ. Такой опорой может стать воображаемый сюжет-маршрут, по которому вы двигаетесь, рассматривая конкретную информацию.
2. Важную роль в запоминании играет речь. Необходимо постоянно тренироваться в пересказе текстов, чтобы научиться свободно выражать свои мысли. Пересказ обеспечивает также прочное запоминание. Повторное чтение по сравнению с ним - пустая трата времени.
3. Группирование 2-го уровня не связано с опорой в виде сюжета. Конечная картинка довольно абстрактна, но трудности в выполнении приема окупаются большими возможностями.
4. Старайтесь не включать в ЕИ каждую мелочь, доверьтесь своей памяти - она вас не подведет. Но обязательно нужно уметь охватывать общую картинку одним взглядом и быстро входить в любую ЕИ.
Запоминание цифр
Запоминание цифр по внешним признакам
В данном учебном пособии мы предлагаем вам два способа запоминания цифр - по внешним признакам и с помощью ассоциативного ряда. Каждый из них имеет свои достоинства, и лучше всего владеть обоими способами.
Запоминать цифры по внешним признакам удобнее всего при работе со статьями, насыщенными цифровым материалом или при работе с различными таблицами. Суть этого способа заключается в установлении разнообразных связей - внешних и внутренних - между цифрами.
а) Связывание с ДВХ. Связи, которые мы можем образовывать между новой информацией и той, которая уже закреплена в ДВХ, - это внешние связи. Каждый человек накапливает в ДВХ разнообразную цифровую информацию:
- исторические даты, знаменательные события, возраст тех или иных людей;
- номера домов, квартир, телефонов, машин; цены на товары, размеры одежды, обуви; вес и рост .
- цифры, связанные с профессиональной деятельностью: напряжение электрического тока, различные коэффициенты, число к, квадраты и кубы некоторых чисел и многое другое.
Если эту информацию сравнить с вновь поступающей, то запоминание пойдет гораздо активнее. Подробно запоминание цифр сотрите в приложении 4.
Запоминание цифровых рядов с помощью приема ассоциаций
Ассоциативный ряд - это сто образов, закрепленных в ДВХ под номерами. Если создать в воображении картинку из нескольких образов, размещенных для удобства слева направо, то мы получим одновременно и цепочку цифр.(Приложение 5)
Выводы:
1. Часто приходится слышать о чьей-либо феноменальной памяти на цифры. Присмотритесь внимательно к тому, как они запоминают-и окажется, что это просто наблюдательность. Потренируйтесь - и у вас будет получаться не хуже.
2. Если требуется запомнить длинный рад цифр или несколько телефонов, удобнее пользоваться приемом ассоциаций. Однако не забывайте, что зрительные образы требуют повторения. Кроме того, существует ведь и внешняя память - записная книжка.
3. Тренируясь, не доводите дело до усталости и раздражения. Лучше сделать несколько коротких подходов в течение дня, чем довести себя до раздражения в течение часа.
В данной работе мы рассматривали мнемические способности учащихся и их влияние на учебную деятельность. И для этого поставили ряд задач, чтобы реализовать поставленную цель.
На различных этапах выполнения курсовой работы мы решили эти задачи.
Для начала проанализировали и отобрали литературу для написания теоретической и практической части работы.
Новости образования:
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. Пре ...
Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой
природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Экспериментальная работа по проблеме использования игры в формировании элементарных экологических представлений детей пятого года жизни проводилась на базе МДОУ № 85 "Гвоздика" г. Ульяновска. В ней принимали участие дети старшей группы. Список детей старшей группы. 1. Полина Н Аня К. 2. Ю ...
Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...