Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников

Страница 1

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 города г. Пенза в период с сентября по март 2013 года, целью которого являлось выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, его оценивают одноклассники и сравнение этих двух оценок, а также выявление уровня сформированности межличностных отношений.

На первом этапе исследования была использована методика В.Г. Щур «Лесенка». В методике используется десять ступеней, где 1-4 ступени – отвергнутые. Этих ребят отличает склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, неуверенность. Это критический уровень самооценки. 5-7 ступени – это среднестатусные ученики, они активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора, обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными. Это допустимый уровень самооценки. 8-10 ступени – это «социометрические звезды». Отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Это оптимальный уровень самооценки.

Второй этап анализа заключался в выявлении и сопоставлении результатов самооценки и оценки другими. Сначала предлагалось каждому ребенку себя поставить на ступеньку лесенки, а затем своих одноклассников. В результате мы получили следующие показатели:

Самооценка и оценка другими совпала у семи учащихся, близко (разница 1-2 ступени) у десяти, не совпала самооценка и оценка другими у трех учеников.

Результаты представлены в таблице ниже:

Таблица 1. – Результаты изучения уровня самооценки младших школьников по методике В.Г. Щур «Лесенка»

Уровень самооценки

Количество человек

%

оптимальный

7 человек

35%

допустимый

10 человек

50%

критический

3 человека

15%

Показатели уровня самооценки младших школьников на представлены на рисунке:

Рис. 2.2. – Показатели уровня самооценки младших школьников

После изучения уровней самооценки младших школьников было выявлено, что преобладает средний уровень, который характеризуется совпадением мнения ученика о себе с мнениями одноклассников.

На третьем этапе были определены уровни и показатели, представленные в таблице:

Уровни

Показатели

оптимальный

- ученик проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения;

- следит за результатами общения, старается соблюдать общепринятые правила речевого взаимодействия, способен управлять своим эмоциональным состоянием;

- требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.

допустимый

- ученик стремится к общению, но на пути к успешному общению ему препятствует неспособность ориентироваться в ситуации общения, мало использует невербальные средства общения;

- не всегда следит за результатами общения и правильно оценивает замечания одноклассников, не всегда умеет управлять своим эмоциональным состоянием;

- не всегда требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.

критический

- ученик слабо проявляет интерес к общению, отсутствует стремление к успеху;

- отсутствует способность свободно общаться с окружающими, полностью теряется в ситуации конфликта, не управляет своим эмоциональным состоянием;

- не умеет осознавать свое поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской равнинно-горной страны, на переходе от низких к высоким предгорьям Среднего Урала. Абсолютные отметки высот местности колеблются от 180 до 330 м., относительные от 13 до 89 м. Общий подъём м ...

Уровни умения решать задачи
Исходя из того, что познавательная область является для процесса обучения главной, то для определения качества достижения целей важно такое понятие, как уровень усвоения. В современной педагогике в качестве показателей обученности определяют уровни усвоения знаний и умений, состояние видов активной ...

Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru