Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос.
Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы:
1. Усвоение содержания текста.
Цель:
· научить понимать ситуацию в целом;
· установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;
· приучиться читать задачу;
· выделить структурные элементы;
· установить взаимосвязь между искомым и данными;
2. Поиск решения задач.
Цель:
· научить ученика задавать самому себе систему вопросов (от вопроса к условию, от условия к вопросу и др.), после ответа на которые он сможет найти решение;
·составить план решения;
3. Оформление решения.
Цель:
· записать решение так, чтобы оно было понятно читающему;
4. Проверка решения.
Цель:
· убедиться в правильности найденного решения.
5. Работа с решенной задачей.
Цель:
· организовать деятельность ученика так, чтобы он осознал свое продвижение от незнания к знанию;
Царева С.Е. опираясь на диссертацию Лебединцевой В.А., [31, с. 102] предлагает несколько другой подход к выделению этапов решения задачи:
1. Восприятие и осмысление задачи.
Цель:
· понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;
· выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.
2. Поиск плана решения.
Цель:
· составить план решения.
3. Выполнение плана решения.
Цель:
· найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи);
4. Проверка решения.
Цель:
· установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения;
5. Формировка ответа на вопросы задачи (выводы о выполнении требования).
Цель:
· дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи);
6. Исследование решения.
Цель:
· установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи;
Более в сокращенном виде видит этапы работы над задачей Бантова М.А. [2, с. 174]:
1. Ознакомление с содержанием задачи.
Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче;
2. Поиск решения задачи.
Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия.
3. Выполнение решения задачи.
Цель: записать решение.
4. Проверка решения задачи.
Цель: установить правильно оно или ошибочно.
Представленные выше различные подходы к выделению этапов работы над задачей имеют много общего. Во-первых, каждый этап решения есть сложное умственное действие, входящее в состав еще более сложного - решения задачи. Во-вторых, работа над задачей начинается и у Бантовой М.А., и у Туркиной В.М, и у Царевой С.Е., с прочтения, понимания задачи и выделения ее структурных элементов, т.к. именно невнимательно прочитанная задача, отсутствие анализа ее текста становятся причиной ошибок в процессе решения задач.
Поэтому при работе с задачей важно уделить как можно больше внимания 1 этапу решения задачи - усвоению содержания ее текста.
Главная цель ученика на 1 этапе - понять задачу. Методисты предлагают разные приемы работы на этом этапе. Бантова М.А., Царева С.Е. предлагают следующие приемы первичного анализа:
1. Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. (Можно предложить учащимся после чтения задачи нарисовать словесную картинку).
2. Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой для поиска решения. (Можно предложить учащимся определить, правильно ли выделены части и повторить текст задач по частям).
Новости образования:
Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...
Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания
С конца 80-х гг. усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования п ...
Экологическое воспитание – ведущее направление в
дошкольной педагогике
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать эк ...