Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе

Педагогические практики » Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе

В курсе математики начальной школы задачи занимают большое место. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни умения, связанные с решением то и дело возникающих проблемных ситуаций. Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть и сформулировать словесно. Поэтому очень важно научить школьников формулировать задачу. Опыт многих учителей показывает, что эта проблема трудно разрешима. В школе большое внимание уделяется решению готовых задач, но практически не ведется работа по их составлению и преобразованию.

Необходимо отметить, что составлению и преобразованию задач уделяется некоторое место в процессе обучения математике. Но каждая задача связана с другими задачами, которые можно из нее получить, например, аналогичные задачи, обратные задачи, задачи, в которых изменен вопрос или условие и т. д. Вот этой связи и не понимают ученики. Поэтому каждую следующую задачу они воспринимают как новую. Установление наличия этой связи помогает школьнику осознать приемы получения новых задач, что постепенно снимает страх перед решением каждой новой задачи. Следовательно, возникает необходимость учить детей не только составлять задачи по выражению, по краткой записи и т.д., но и преобразовывать задачи.

Отсюда вытекает проблема исследования: поиск эффективной методики работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования.

Анализ литературы (М.А. Бантова, М.И. Моро, С.Е. Царева, Л.М.Фридман и др.) показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов.

Каждый этап требует своего методического решения. Многие авторы (С.Е. Царева, Л.М.Фридман, П.Б.Эрдниев, М.А. Бантова и др.) обращают особое внимание на последний этап - работе с задачей после её решения. Часто предлагается использовать такой приём работы, как составление и преобразование задачи. Многие авторы (Н.Б.Истомина, М.И. Моро, С.Е.Царева и др.) считают, что в процессе составления и преобразования задач ученики начинают осознавать не только задачную ситуацию, не только связи между величинами, но и сам процесс решения задачи. В процессе составления и преобразования задачи учащийся овладевает общими учебными умениями, необходимыми при решении житейских задач. При составлении и преобразовании задач у ученика развивается логическое мышление, воображение, фантазия, формируется познавательный интерес к математике, развивается его творческий потенциал. Несмотря на то, что важность обсуждаемой проблемы отмечается всеми авторами, конкретной методики обучения составлению задач, связанных с данной задачей нам не удалось найти.

Поэтому объектом исследования является методика обучения решению задач на уроках математики в начальной школе. Предметом исследования является методика обучения преобразованию решенных задач на уроках математики в начальной школе.

Поэтому целью нашего исследования является разработка методики обучения преобразованию задач.

Нами была выдвинута гипотеза: если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению преобразованию задач, то это будет эффективным средством повышения уровня умения решать задачи.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Выявить понятийный аппарат на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы;

2. Разработать комплект заданий, способствующих повышению уровня умения решать задачи на основе умений преобразования задач на уроках математики в начальной школе;

3. Апробировать на практике разработанный нами комплект заданий, способствующих повышению уровня умения решать задачи на основе умений преобразования задач на уроках математики в начальной школе;

4. Проанализировать полученные результаты.

В своем исследовании мы пользовались следующими исследовательскими методами:

1. Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования (теоретический анализ и синтез);

2. Наблюдение за деятельностью учеников при составлении и решении задач;

3. Беседы с учителями и учениками;

4. Анкетирование учителей;

5. Организация и проведение эксперимента;

6. Количественная и качественная обработка данных исследования.

Новости образования:

Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...

Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия
Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавател ...

Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru