— Чувствуете, как пахнет булочками? Это повара для нас с вами испекли .
— Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать .
— Кто летал на самолете? Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину .
Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:
— Тихо пройдем на цыпочках! Чтобы не мешать никому!
— Не торопись - мы тебя подождем!
— Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!
— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!
В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:
— Юноши! Необходима перестановка мебели .
— Девушки! Малышам не хватает ласки!
— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь .
— Наш школьный дом нуждается в заботе .
В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:
— Непонятная картина? Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?
— Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!
— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались .
— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?
В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:
— Будем учиться, чтобы стать созидателями .
— Наш спектакль доставит радость людям .
— У нас есть руки, и есть сила — почему же мы ходим по грязной дороге?
В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие .) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.
Итак, в целом, можно сказать, что изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания – педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.
По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер.
Новости образования:
Экспериментальное изучение роли коллектива в
формировании личности
Теория коллективизма, господствовавшая в советской педагогике, в современных условиях претерпевает все больше изменений. Они выражаются, прежде всего, в изменении содержания воспитательной работы в отношении коллектива. Для исследования степени этих изменений нами было организовано и проведено иссл ...
Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с резу ...
Лингвистическая
игра в системе средств обучения русскому языку
Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра ...