Взаимодействие учителя и учеников во время игр требует умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавливать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармоничные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения развиваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих ответственность за результаты своей деятельности, обладающих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир глазами других, разделять переживания, чувствовать настроение собеседника.
С помощью упражнений и игр развиваются у педагогов адекватная самооценка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника.
На школьных семинарах вы сможете организовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.
Игра «Чудодейственный вопрос»
. Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в педагогической деятельности возможностей личности, совершенствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий:
«Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с какими учениками, вы особенно довольны?»
Участники игры называют качества ребят, которые их привлекают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоционально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащиеся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них глаза? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Какое настроение характерно для них? Как они дышат? Как двигаются?»
Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательство: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По существу, учителей интересуют только ответы детей, их успеваемость. Отвечая на вопросы ведущего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит думать об этом, внимательнее относиться к ученикам. Очень полезно привлечь к таким занятиям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на вопросы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части упражнения.
2-я часть. Ведущий:«Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и . произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствовали их только что в нашем воображении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая видеокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помощью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Какие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»
Когда изменений названо достаточно, ведущий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ваше поведение стало привычным?» Ведущий слушает высказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие открытия для себя сегодня вы сделали?»
Чтобы цель игры была достигнута, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоциональным состояниям участников, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и выразительной. Наш опыт позволяет говорить о том, что участие педагога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, настраивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детализация, умножение конкретных конструктивных действий, а также использование зрительной, слуховой и эмоциональной памяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школьниками, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у которых низкий уровень притязаний.
Новости образования:
Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей
В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет перспективный педагогический опыт. Он является одним из важнейших резервов совершенствования урока, повышения результативности педагогического труда и качества знаний учащихся. Это наименьшая известная форма методической ...
Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Исследованием речи в онтогенезе занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и д. р. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и др. отмечают, что речь не является врожденной способностью, а развивается в ...
Анализ современных систем вокально-хоровой культуры учащихся
Анализ специфических методов и приемов, существующих сегодня в вокальной педагогике, показал, что все они в конечном счете направлены на создание тех или иных условий для работы гортани в определенном голосовом режиме, что связано с понятием регистров голоса. Современные методы музыкального воспита ...