В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламских группировок, породили ненависть в сердцах людей к мусульманскому миру.
Поиск решения проблемы формирования культуры межнационального общения приводит к необходимости исследовать исторический опыт формирования культуры межнационального общения.
А.Р. Исаев пришел к выводу о том, что культура межнационального общения осмысливалась сообразно потребностям развивающихся контактов и взаимоотношений между народами и философско-мировоззренческих позиций той или иной эпохи, конкретного автора [17].
В.Н. Татишев выступал за сближение русского народа с другими народами России и считал, что оно лучше всего происходит через школу [17].
СП. Крашенинников, И.Е. Вениаминов и другие передовые представители офицерства, науки считали необходимым обеспечить дружеское отношение туземцев к русским с помощью уважительного отношения, познанием их нравов и обычаев. У Павла I относительно кавказских дел зрела идея «составления из благожелательных России владельцев федеративного государства, зависящего от нас, яко от верховного государя их и покровителя который, тем менее тягостен будет, поскольку мы ни в образ правления их вмешиваться не будем, ниже от них дани или иные повинности, кроме верности единой к нам требовать не намерены» [17] .
Д.А. Милютин в период либеральных реформ 60-70-х годов XIX в. рекомендовал проводить на Кавказе гибкую политику, чтобы «горцы терпеливо несли иго русского владычества», чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев и образа жизни [17].
Наместник Кавказа М.И. Воронцов-Дашков в своих докладах императору Николаю II дал много советов по управлению этим регионом и, в частности, по вопросам национальной политики. В 1907 году он заявил: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам местного населения, разнообразного по вероисповеданию, религиозным воззрениям и преданиям, по племенному составу и политическому прошлому» [17].
Н.Н. Карамзин писал: «Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами» [19].
П.Я. Чаадаев выступал противником национальной замкнутости и чрезмерно охранительного отношения к своей самобытности [59].
Н.А. Бердяев считал, что всякое бытие индивидуально. Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества. Культура никогда не была и не будет отвлеченно - человеческая, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная [3].
Н.Я. Данилевский отмечал, что плодотворным общение может быть только при свободном отношении народа одного типа к результатам деятельности другого, когда первый охраняет свое политическое и общественное устройство, свой быт и нравы, религиозные верования, склад мыслей и чувств [17].
О.В. Ключевский считает общение двух народов, двух культур взаимополезным только тогда, когда воспринимаемое органично вплетается в историческую ткань воспринимающего социального организма [20].
Идеи межнациональной гармонии находят отражение в работах К.Д. Ушинского, писавшего о любви ненца к родной тундре, о песне камчадала про медведя, трудной судьбе хантов и манси, об энергичном и предприимчивом коми . Никто не забыт - Россия огромна, но едина - эта мысль сквозная в творчестве Ушинского [55].
Написанные Л.Н. Толстым книги при жизни автора переводились на национальные языки и становились учебниками родного языка. Его сказки и рассказы записывались как произведения фольклора марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, других народов [56].
Проблемы гармонизации межнационального общения и отношений находились в центре внимания педагогов послеоктябрьского периода отечественной истории. В.А.Вартанян считал, что путь к интернациональной культуре лежит через изживание национальных культур.
Н.К.Крупская в работе «К вопросу о национальной культуре» выдвинула тезисы о воспитании культуры межнациональных отношений. Для этого должны быть разные образовательные программы для разных народов [29].
Подобные предложения содержатся в публикациях П.П. Блонского, А.В. Луначарского, СТ. Шацкого, что стало начальным этапом формирования культуры межнационального взаимодействия.
Новости образования:
Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных
навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...
Влияние музыки на всестороннее развитие личности
ребенка
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формиро ...
Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...