Педагогические средства формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Педагогические средства формирования культуры межнационального общения

Страница 2

В последнее десятилетие педагоги стран СНГ делятся своим опытом по формированию культуры межнационального общения.

Задачей школы, считает М.Г. Тайчинов, становится подготовка гражданина, принадлежащего определенному этносоциуму, культуре исторической эпохе, природно-историческому региону [53]. С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях, а также формирования гуманистических этнокультурных связей целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности, как-то: проводить национальные праздники и отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;

• организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре, соревнования по национальным видам спорта и играм;

• проводить фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев;

• организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и другие мероприятия.

Первоначальная ориентация школьника на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, от его направленности, от духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение родителей к проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы является обязательным.

При иноязычном окружении желательно, чтобы родители не только принимали активное участие в приобщении детей к родному языку в процессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к языку, традициям посредством чтения фольклорных произведений.

С древнейших времен обряды отражают своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа, при чем некоторые из них имеют много общего у разных народов. Исходя из этого, мы остановились на традиционных праздниках, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Определив основную идею, было решено подготовить во всех классах уроки-праздники по темам, связанным с изучением кулинарии. Например, учащиеся должны получить знания по санитарному состоянию кухни, практические умения по заготовке продуктов и т. д.

Формирование культуры межнационального общения посредством национальных праздников весьма интересно, а все что дети делают с любопытством, интересом и радостью отражается в их сознании, становится частью их самих. Педагог, взявший на вооружение это средство должен хорошо ориентироваться в национальных праздниках разных народов.

Из рассмотренного выше можно отметить, что педагоги важную роль в процессе формирования исследуемого личностного образования, отводят:

1) семье;

2) совместной трудовой и творческой деятельности детей разных национальностей;

3) информированию учащихся о культуре и быте народов, населяющих Россию.

Проблема общения и взаимодействия людей разных этнических и расовых общностей исследуется и западными учеными.

Выдвинутая в 1981 году концепция поликультурного образования американского ученого Д. Бенкса актуальна для российской педагогики. Поскольку США - общество культурного, этнического, расового и религиозного многообразия (как и страны СНГ), концепция Д. Бенкса, в которой обоснованы пути развития межкультурной компетентности у молодежи в годы ее обучения в школе, может быть адаптирована к нашим условиям[94].

Бенкс выделяет четыре модели содержания поликультурного образования. Особый интерес представляет модель, в которой обучение истории, литературы, искусства, культуры многонационального государства рассматриваются с позиций разных национальных общностей, образующих данное государство (или с нескольких точек зрения), а также включают широкий круг вопросов, затрагивающих современную культуру и исторический опыт каждой этнической общности.

Эта модель способствует пониманию многокультурного общества, формирует позитивные отношения к различным культурам и народам, составляющего его. Применение этой модели направленно, с одной стороны, на развитие национального самосознания, а с другой - на развитие восприимчивости к другим национальным культурам.

Исследователь зарубежной теории решения проблемы межкультурной адаптации учащейся молодежи И. Шолохов, анализируя труды западных ученых отмечает, что Дж. Берри и его соавторы выделяют четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия в зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах - это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция [59].

Для разработки эффективной системы средств по формированию исследуемого качества необходимо изучить опыт отечественной общеобразовательной школы по данному вопросу.

Прежде всего, обратимся к опыту тех преподавателей, ученики которых имеют более высокий уровень культуры межнационального общения, чем в массовой практике.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...

Педагогическое общение
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержаниемкоторого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого проц ...

Детское творчество
Творчество является могучим стимулом духовной жизни человека. Творческое вдохновение - человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь шко ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru