Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
«Решая любую мыслительную задачу, - пишет О.М. Дьяченко, - человек использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющаяся информация недостаточна для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Эта общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых» [19, С. 16].
Любое обучение связано с необходимостью что - то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дошкольники очень любят заниматься художественным творчеством и сочинительством. «Эти виды деятельности позволяют ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся творческая деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции ребенку обеспечивает новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно – логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт», - отмечает О.М. Дьяченко [19, С. 17].
Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность среднего дошкольника.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа конечного результат его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов, описываемых объектов.
Воображение и фантазия присущи каждому ребенку, но они различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
Воображение может быть воссоздающим - репродуктивным (создание образа предмета по его описанию) и творческим - продуктивным (создание новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом).
В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески воплощается.
В репродуктивном воображении воспроизводится реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие и память, чем творчество.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно.
Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.
Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.
Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.
Четвертым способом является – типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных, в каком-то отношении фактов и воплощении их в конкретном образе.
Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.
Новости образования:
Виды и уровни проблемного обучения
Процесс проблемного обучении порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения ...
Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...
Технология модульного обучения
Данная технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят: Общая постановка цели обучения; Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации; Предварительна (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся; Совокупность учебных процедур (на эт ...