Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры

Педагогические практики » Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста » Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры

Страница 1

Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связанно с личностью и его развитием.

Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связанна с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Значение воображения в развитии и воспитании ребенка бесспорно. «Мир противоречив, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картину действительности, открыть новые ее законы. Вспомним хорошо известные с детства слова: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Общие законы жизни выражаются в сказке символическим образом. Добро торжествует над злом, смелость над трусостью. И когда мы читаем с ребенком сказку, важно не просто следить за некоторой цепочкой событий, за ходом сюжета, но и помочь малышу увидеть смысл каждого события, выявить, что же присуще каждому персонажу», - пишет в своей работе Л.М. Гурович. [18, С. 8].

Важно следующее, как считает Л.М Гурович: воображение видит отдельный признак действительности и строит на его основе новый образ, открывающий детям новое знание, новое видение мира. Дошкольники не создают действительно новых произведений, не совершают новых открытий. Как правило, детское творчество ценно именно своей непосредственностью, детским видением мира. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, и новое о себе.

Даже если ребенок с помощью своего воображения не открывает ничего нового о мире для человечества, он открывает многое для себя. В воображении ребенок еще и еще раз перерабатывает увиденное и услышанное им, достраивает и уточняет свое представление о жизни. Часто воображение ребенка не просто отображает те стороны действительности, с которыми он столкнулся, но достраивает те представления, которые недостаточно ясны для него.

Воображение среднего дошкольника - это отстранение от действительности, умение, оттолкнувшись от ее отдельного признака, построить целостный мир, открыть в этом мире новый, пусть пока только для себя, закон его жизни. Воображение тесно связано с внутренней жизнью каждой личности. «Уходя от реальности, - пишет Л.М Гурович, - мы можем парить там, куда влекут наши эмоции, чувства. В воображении, как нигде, выражается внутренняя жизнь человека. Дети- существа открытые, и почти все свои переживания они, так или иначе, обнаруживают, надо только уметь всматриваться в жизнь ребенка» [18, С.10]. Особенно явно проявляет себя ребенок в жизни воображаемой: в игре, рисунке, сказке, сочиняя небылицы и страшилки, где нет четкого «можно» и «нельзя».

Творческое воображение ребенка, как и творческое воображение взрослого человека, характеризуется, прежде всего, наличием нестандартной идеи, оригинального замысла, такого, который отличается от уже имеющихся произведений или, в случае детского творчества, от произведений сверстников. Однако продукт воображения должен быть не просто оригинален, он должен открывать что-то новое для людей, приоткрывать новые стороны мира или человеческой души.

Воображение ребенка развивается и стихийно через соприкосновение с теми продуктами общечеловеческой культуры, которые окружают его, с которыми он сталкивается. Как пишет Н.Н. Палагина, - «трудно представить малыша, который, не послушав ни одной сказки, стал бы сочинять собственные. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ребенка с раннего детства окружала не только простая и «детская» культура, но и чтобы он слушал настоящую взрослую музыку, видел картины и скульптуры, конечно, не перегружая ребенка. Но большое искусство должно входить в его жизнь с первых дней его рождения. Знакомясь с литературой, музыкой, живописью, ребенок усваивает «язык» этих произведений. Попадает под влияние воображения их авторов» [29, С. 19].

Страницы: 1 2

Новости образования:

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов
Обучение письму и систематическая работа по формированию каллиграфического почерка учащихся - одна из главных задач начальной школы. С целью выработки каллиграфического письма у учащихся начальной школы нами были разработаны методические приёмы формирования графических навыков: 1) использование для ...

Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...

Организация и методика исследования
С целью изучения особенностей развития импрессивной речи детей в возрасте 9-13 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости нами был проведен констатирующий эксперимент. При изучении особенностей импрессивной речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью мы исходили из общих ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru