Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении.
Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастных различий.
Рассмотрим некоторые из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей, является установление контакта между ними.
Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог подняться до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаться среди детей, видеть их лица, избавляют его от необходимости все время оглядываться. Для того, чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться. [22, с.16-17].
Принцип активности.
В проекте дошкольного учреждения должна быть включена возможность формирования активности у детей и проявление активности взрослыми. Ребенок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности и здорового тела. Так, например, на стенах должны быть развешаны рамки (паспорту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции и рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.
Одна из стен - рисовальная "стена творчества" - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния может служить изменение освещения. Поэтому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять световой фон, интенсивность освещения - "цвето-световой дизайн".
Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. [22, с. 19-20]
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
Новости образования:
Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...
Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков в
сельской местности
В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной ...
Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе
нравственного воспитания
Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении. Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад ...