Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания

Страница 2

Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализовано с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок, разворачивающихся поролоновых матов, динамичного подвесного потолка. [22, с.22,24]

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Достижение детьми категории эстетического начинания с "элементарных кирпичиков", своеобразного искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образца лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и др. авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начало специфики разных жанров.

Выбор места для картин, скульптур, воспроизводящей музыкальной аппаратуры должен быть определен заранее в помещениях основного пребывания детей, наряду с выделенным местом более масштабных экспозиций - временных выставок [22, с.37,38].

Принцип открытости - закрытости.

Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству человека и природы. Это тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации "зеленых комнат" в помещениях.

Второй аспект принципа открытости - закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыке - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места. Формированию представления о Малой родине и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа - это открытость обществу. Здесь открытость и закрытость должна соответствовать сути понятий "МОЙ ДОМ". [22, с.39,41]

В требованиях построению развивающей среды нами перечислены по существу условия реализации личностно-развивающего подхода. Педагоги и родители, формируя духовно-психологический потенциал личности дошкольников, должны научиться управлять потребностями детей, т.е. разумно удовлетворять стихийно возникающие потребности, и сознательно формировать новые.

Глубоко прав был В.А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В.А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Нужно, далее, сделать сердце ребенка тревожным, отзывчивым, тогда он будет стремиться обязательно сделать доброе для других людей, развиваться и совершенствоваться как личность. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность и чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. И, наконец, необходимо, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым [7, с.236].

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Цель и задачи опытно-практической работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
В основу нашей опытно-практической части выпускной квалификационной работы легла система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка и во внеурочное время, описана в теоретической части. Цель опытно-практической работы разработать и а ...

Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творчес­кая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индиви­дуальность — результат доста­точно длительного процесса культуры педагогической деятельности , в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что чело­век оказывается в полож ...

Методы проблемного обучения
Существует шесть дидактических способа организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим их. Метод монологического изложения. Учитель сообщает факты в опр ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru