Духовно-творческое становление личности происходит в определенном социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает воспитательная деятельность, и именно она способствует духовно-творческому становлению личности, так как ее организационные формы отвечают возрастным потребностям и возможностям воспитанников и обусловливают развитие духовно-творческого потенциала, лежащего в основе становления духовно-творческой личности. В связи с вышесказанным, в качестве второго внешнего педагогического фактора духовно-творческого становления личности в процессе маргинальной стадии социализации нами выделено: обеспечение успешного преодоления дошкольниками маргинальной стадии социализации посредством воспитательной работы.
Игровая деятельность дошкольников также играет важную роль в моделировании духовно-творческой сферы личности ребенка. Данный фактор в воспитательном процессе может быть в достаточной мере реализован за счет создания следующих условий: педагогического обеспечения участия детей в игре; участие в рефлексивных играх с творческим содержанием и расширяющих "поле" духовных состояний; педагогической поддержки (поддерживается развитие самости, креативности, духовности) воспитанников в процессе присвоения нового рефлексивного опыта.
Становление духовно-творческого потенциала личности возможно при наличии характеристик, параметров, определяющих готовность человека осознанно и эффективно выполнять широкий спектр социальных ролей (включая и задачи конкретного вида деятельности), проектировать и создавать адекватные жизненные психологические явления, формировать мотивацию собственного развития, самообразования, самосовершенствования. Это указывает на то, что важно обратить внимание на приобщение личности к системе культурных общечеловеческих ценностей, которые можно обозначить как духовно-творческие.
Анализ научной литературы на предмет общекультурного развития человека (А.Е. Айви, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, А.С. Зубра, М.В. Попова, В.М. Розин и другие), психологической культуры личности, ее отдельных компонентов - психической регуляции деятельности, коммуникативной компетентности, общительности и так далее (О.С. Анисимов, Б.С. Братусь, Т. Питерс, В.И. Кабрин, М.К. Тутушкина, Л.А. Петровская и другие) показал, что ученые рассматривают приобщение к психологической культуре как фактор развития индивидуальной психологической культуры и указывают на то, что психологическая культура личности может выступать в качестве критерия уровня зрелости развития и основанием общей культуры личности. Соответственно, повышение уровня общей психологической культуры личности является одним условий ее социального становления.
В основе гуманистической педагогики лежит отказ от формирования как воздействия внешних сил, основное внимание уделяется развитию (усилению) сущности, потенциала человека. Отказ от формирования личности извне, а значит и формирования извне его представлений о культуре, как внешних по отношению к студенту знаний ("культурных истин"), выдвигает необходимость такой организации процесса образования, чтобы приобщение к культуре становилось бы "проживанием культуры", культурные представления становились его собственными представлениями, полученными в процессе взаимодействия с психологической культурой. Постоянно меняющееся взаимодействие личности с окружающей средой, проявляющееся в изменении мыслей, поведения, чувств и физического существования, ведет к постоянному изменению взглядов, мышления, установок. Это чрезвычайно важно для развития психологической культуры личности.
Новости образования:
Синквейн в работе по развитию речи дошкольников
Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14 % из них практически здоровы, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился терми ...
Урочные и внеурочные занятия
Процесс обучения, воспитания и развития детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Участниками данного процесса можно считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспит ...
Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: · информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; · друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; · диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ...