Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики

Педагогические практики » Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ » Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики

Страница 2

Семинарские занятия посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала. По своим дидактическим целям они служат также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях.

Полезная форма работы - подготовка рефератов. Выполнение таких заданий важно, прежде всего, в отношении развития навыков самообразования, удовлетворение индивидуальных интересов учеников. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников факультативной группы.

Очень большое значение для успешности усвоения материала имеет подбор задач и их достижение, в виде реализации какого-либо самостоятельного или совместного проекта, где каждый школьник выполнял бы свою часть работы.

Важно ещё отметить, что факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет школьникам освоить факультативный курс, содержащиеся в нём идеи и методы математической науки, логику и приёмы творческой деятельности. В этом отношении цель учителя – добиться понимания учениками того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами, но для этого необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками организации своей работы.

Для разработки рекомендаций по организации факультативов по информатике сформулируем некоторые общие требования взаимосвязанного построения факультативных занятий и уроков информатики и ИКТ:

Преемственность в содержании, методах и формах организации занятий по информатике должна определяться целями обучения информатики, всестороннего развития и воспитания учащихся.

Взаимосвязанное построение уроков и факультативных занятий по информатике не должно противоречить дидактическим принципам в обучении информатике.

Главным критерием эффективности взаимосвязанного построения урока, внеклассных и факультативных занятий по информатике должна стать, в конечном счете, результативность неразрывно связанных друг с другом процессов обучения, развития и воспитания школьников.

Поскольку результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от “массовости” занятий, то преемственность и взаимосвязь уроков и факультативных занятий должна рассматриваться в такой последовательности: уроки информатики - внеклассные занятия - факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – уроки - главное звено этой цепи. Факультативные занятия не могут охватить всех учащихся, а отдельные внеклассные мероприятия – могут. Поэтому внеклассные мероприятия по массовости занимают второе место.

Учителя и методисты большое значение придают вопросам организации самостоятельной работы учащихся в процессе факультативных занятий. Важным для формирования устойчивого интереса учащихся к изучению информатики обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий. Один из эффективных приёмов это показ новых идей и методов в действии, в применении к задачам, которые “программными” методами решаются гораздо сложнее. Это можно рассматривать как рекомендацию для успешного функционирования факультатива. Ещё одна важная рекомендация: процесс обучения должен строиться как совместная исследовательская деятельность учащихся — математическая истина (определённое правило, теорема, свойство) не сообщается ученикам “в готовом виде”, а открывается ими самими. Этот процесс начинается с наблюдений, высказывания догадок, суждений о возможном способе решения, о возможном содержании теоремы, правила), после чего следует проверка, поиски дедуктивного обоснования выводов, обобщение, анализ прикладных возможностей. Исследовательская или проблемная структура изучения информатики хорошо отвечает развивающим целям обучения при факультативной форме занятий. Без определённой подготовки надеяться включить учащихся в успешную многоэтапную творческую поисковую деятельность нереально. Этот успех надо готовить.

Итак, из всего выше сказанного, выделим методические рекомендации по организации факультативов по информатике и ИКТ:

- Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и факультативных занятий.

- Активизация самостоятельной работы учащихся.

- Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся.

- Использование наглядных пособий, различных видов занятий.

- Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях.

- Использование историко-информационного материала.

- Принципы занимательности занятий.

- Построение занятий проблемного изучения материала.

Проблема развития познавательной активности учащихся можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. От сформированности познавательной активности обучающихся зависит эффективность образования в целом.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Списки с Владимирской иконы
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования. Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы ( с показом видеоряда списков ): Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древн ...

Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...

Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru