Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.
В последнее время проблема патриотизма вообще и патриотического воспитания в частности становится в нашей стране все более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.
В связи с этой проблемой МОУ СОШ №7 с января по май 2007 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 136 учащихся 13–16 лет школ, из них 59 мальчиков и 77 девочек.
Цель исследования: содействие формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Определить уровень осознания понятия «патриотизм» и отношение к нему со стороны подростков.
2. Содействовать формированию патриотических чувств, толерантности, гражданского самосознания подростков.
3. Выявить роль книги в патриотическом воспитании молодежи.
Объект исследования: учащиеся школы МОУ СОШ №7.
Предмет исследования: патриотизм и гражданственность как духовные ценности.
Гипотеза: большинство подростков настроены патриотически, имеют свой взгляд на это понятие.
Метод исследования: анкетный опрос.
Всего было роздано 136 анкет. В анкете 9 вопросов.
Первый вопрос анкеты «Как ты понимаешь слово «патриот»? По-твоему, патриот – это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать все возможное для своей Родины, т.е. способствует ее процветанию, тот, который любит Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий свое Отечество»; «Он готов ради своей Родины на все»; «Тот, кто живет во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за ее будущее»; «Человек, который готов пожертвовать собой ради процветания Родины» (15 лет, девочка); «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который побывал на военно-патриотических играх, вернее, прошел начальную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и др.
Необходимо отметить, что наибольший процент правильного толкования слова «патриот» смогли дать подростки 13 лет. Причем, 68,4% опрошенных осознают себя гражданами России, их волнует будущее страны, 43,4% – гордятся историей России и Советского Союза, 5,9% – не задумывались над будущим страны, их волнуют личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% респондентов, стольким же безразлична история России.
Новости образования:
Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...
Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...
Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...