Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия

Педагогические практики » Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ » Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия

Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавателей, подтверждают это. Дети, посещающие факультативные занятия имеют более развитые познавательные способности и больше готовы к обучению и изучению новых материалов, нежели дети, не посещающие факультативы.

Мы наблюдали, с каким интересом они работают на уроках по информатике и, затем, на факультативных занятиях. Новая тема не представляет для них серьезной проблемы, напротив, они готовы углубленно изучать и опробовать ее на практике. Во второй группе также присутствовали дети, интересующиеся информатикой, однако их было значительно меньше.

Сравнивая результаты анкеты 1 (опрос учеников) мы наблюдаем разницу между показателями обеих групп.

Дети из первой группы проявляли больший интерес к урокам информатики. К компьютеру они относились не только как к игрушке, но и как к инструменту познания и творчества. Эти дети проводили больше времени за компьютером, при этом, не только развлекались, но и занимались другой деятельностью, направленной на реализацию творческих и познавательных потребностей. Спектр программ, используемых ими, был шире, нежели спектр программ второй группы, они чаще других создавали что-то с помощью компьютера и имели достаточно знаний для того, чтобы помогать своим сверстникам и друзьям во всем, что связано с компьютерами и компьютерной техникой. Эти дети адекватно представляют будущее и считают, что компьютер поможет им в работе, а возможно и станет главным инструментом.

Важно, что они используют компьютер для реализации своих познавательных способностей. Этот инструмент помогает им собирать и обрабатывать информацию, готовиться к занятиям и заниматься творчеством и это подтверждается ответами их учителей.

Во второй группе также встречаются дети, активные в познавательной сфере, хорошо знакомые с компьютером и открытые для новых знаний. Однако их количество в целом меньше и показатели ниже, что снизило средний результат по всей группе.

Для того чтобы подтвердить полученные результаты, мы предложили учителям ответить на вопросы другой анкеты, составленной для того, чтобы оценить познавательные способности их учеников. Вопросы были составлены таким образом, чтобы исключить прямых ответов и оценочных суждений со стороны преподавателей. По сути им нужно было только зафиксировать особенности поведения учеников на уроках.

В результате мы получили два ряда данных по обеим группам, сравнивая которые смогли шире понять изучаемую тему и подтвердить гипотезу. Была еще раз подтверждена корреляция между уровнем познавательных способностей и активности и их выбором в пользу посещения факультативных занятий по информатике и ИКТ.

Итак, согласно результатам анкетирования по второй методике, дети в первой (факультативной) группе более активны в сфере познания и творчества. Они больше времени занимаются умственной деятельностью, умеют сосредоточиваться на решении какой-либо задачи. С большим интересом и готовностью отвечают на нестандартные вопросы, требующие не только знаний, но и сообразительности, обсуждают прочитанные книги и полученные знания, личный опыт и опыт других учеников имеет значительную ценность, интеллектуальные задания и новые знания принимаются ими с положительными эмоциями и ожидаемы, во время занятий они свободно и активно задают вопросы и интересуются темой.

Еще раз отметим, что все это мы наблюдали и во второй группе, но в меньшем количестве и менее выражено в целом.

Итак, разработанные методики позволили нам выявить связь между познавательными способностями и посещением факультатива по информатике. Конечно, мы далеки от мысли, что факультативные занятия сделали познавательные способности детей столь выраженными. Напротив, причина посещения ими факультативных занятий состоит вероятней всего в том, что дети из первой группы изначально имеют более высокий уровень познавательных способностей и активности по сравнению с другими детьми. Стремление к познанию привело их на факультатив, а там уже при содействии учителя и при условии правильно составленной программы работы с детьми их познавательные способности получили еще большее развитие и реализацию.

Своим исследованием мы только открыли это направление в исследованиях, требуется изучение познавательных особенностей детей в разных группах и в большем количестве, при этом желательно использовать другие методики, больше приспособленные для качественных замеров и формализации результатов. Пока же остановимся на том, что дети, посещающие факультативные занятия по информатике и ИКТ имеют более высокий уровень познавательных способностей, нежели дети, не посещающие таких занятий.

Новости образования:

Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы
В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это время расцвета ...

Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта
Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить за ...

Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru