Хотелось бы предложить ряд мер, направленных на развитие познавательных способностей школьников посредством факультативных занятий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Компьютер – это инструмент. Очень удобный, очень функциональный и интересный. С помощью компьютера можно сделать очень многое, однако используют его возможности в полной мере лишь некоторые взрослые люди, не говоря уже о школьниках. Хотя еще недавно учителя и сами ученики только мечтали о возможности пообщаться, например, со сверстниками из другой страны или же создать красивую презентацию или открытку своими руками. Сегодня это реальность, но реальность, игнорируемая и взрослыми и детьми. Что же можно сделать, какие меры предпринять для того, чтобы факультативные занятия были для детей максимально полезными и интересными? Мы предлагаем несколько шагов.
- Проведение ознакомительных занятий с детьми всех классов с целью дать им понять, чем они будут заниматься на факультативах, насколько это интересно, чему они смогут научиться и как это поможет им в будущем;
- Значительное расширение спектра изучаемых вопросов, предоставление детям возможности самостоятельно выбирать интересующие темы и работать в этом направлении;
- Приглашать на открытые уроки профессионалов бизнеса – программистов, авторов статей о компьютерах и компьютерных технологиях, владельцев сайтов и т.д. Организовывать выезды на различные конференции, договариваться об экскурсиях с крупными Интернет-компаниями и производственными цехами;
- Организовать проектную работу. Совместно с учениками разрабатывать общий проект, например сайт или сложную программу, выполняющую реальные практические задачи;
- Активно использовать Интернет-ресурсы, как российские, так и зарубежные, для того, чтобы собирать необходимую информацию, общаться с единомышленниками;
- Организовывать Интернет-конференции с использованием современных средств коммуникации – IP-телефонии, форумов, чатов и т.д. По возможности организовывать общение со школьниками из других стран.
Конечно, для этого необходимо заниматься факультативами очень плотно и сам учитель, в первую очередь, должен быть заинтересован в результатах и вообще в предмете. Однако, при правильном подходе эффективность факультативных занятий в развитии познавательных способностей будет очень высока.
В ходе нашей работы мы подтвердили предположения и гипотезу, которые возникли при выборе темы. Действительно, познавательные способности детей, посещающих факультативные занятия, выше познавательных способностей детей, не посещающих факультативы. Прямой взаимосвязи здесь нет. Вероятней всего, дети, которым интересны новые знания и опыт в определенной области, посещают факультативы, где, при определенных условиях, находят и то и другое.
Задача учителя – создать эти условия, обеспечить детям полноценные развивающие занятия. Если факультативные курсы будут интересны, то число детей, заинтересовавшихся ими будет увеличиваться.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. От сформированности познавательной активности обучающихся зависит эффективность образования в целом.
Процесс образования должен стать процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности учащихся, осуществляемого на основе гуманистической модели.
Сейчас, как никогда ранее, в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашего общества от тех способностей и качеств личности, которые закладываются, прежде всего, в образовании. При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда нужны специалисты с гибким, творческим мышлением. Образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, которые стоят перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций.
Новости образования:
Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями
По данным Министерства образования и Науки Российской Федерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Из них около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальных образовательных учреждениях. Дети и подростки, обучающиеся на дому, или школах индивиду ...
Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны: • соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становл ...
Реализация программы и её эффективность
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга трудных подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и гл ...