Подход к эстетическому воспитанию в советское время

Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикой как важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся. В то же время подчеркивалось, что приобщение к красоте должно быть не обособлено от других сторон формирования личности школьника, а тесно связано с нравственным, умственным, физическим воспитанием.

В условиях обострения идейной борьбы проблемы эстетического воспитания молодых людей имели особую значимость. Характер производства и общественной жизни, материальные и духовные потребности социалистического общества выдвинули перед школой новые задачи, и в их числе развитие у детей творческих сил, стремления строить жизнь по законам красоты.

Понятие прекрасного в так называемой буржуазной эстетике подвергалось критике. "Философия субъективного идеализма истолковывает прекрасное либо как особого рода ощущения индивида, как замысловатую игру воображения, либо как идею, не связанную с реальностью, как божественное откровение. Любая из этих трактовок отрицает связь прекрасного с объективной действительностью" [11; 151].

Этой точке зрения была противопоставлена марксистско-ленинская эстетика, которая источником прекрасного признавала жизнь, общественную практику во всем ее многообразии. Прекрасное - это совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, будничным, а человеческие идеалы определяются социальным опытом, классовым сознанием людей. Учение марксизма-ленинизма о прекрасном, о закономерностях эстетического освоения и преобразования действительности стало методологической основой теории и практики эстетического воспитания.

Основные задачи эстетического воспитания в советской школе - это, во-первых, помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях, вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она ни проявлялась; развивать черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника; сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение; и, наконец, выработать у школьников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем облике, бытовой обстановке, а также к безыдейности, серости, антихудожественным произведениям искусства.

Новости образования:

Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций
После проведения занятий с использованием воспитывающих ситуаций, было проведено повторное обследование детей. На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована модифицированная методика «Лесенка» В.Г ...

Методы и приёмы работы с учебником по географии
При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие: - знакомство с учебником; - обучение приемам работы с ним; - этапность в обучении приемам работы; - обучение прием ...

Экспериментальное изучение роли коллектива в формировании личности
Теория коллективизма, господствовавшая в советской педагогике, в современных условиях претерпевает все больше изменений. Они выражаются, прежде всего, в изменении содержания воспитательной работы в отношении коллектива. Для исследования степени этих изменений нами было организовано и проведено иссл ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru