Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций

Педагогические практики » Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций » Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций

Страница 1

После проведения занятий с использованием воспитывающих ситуаций, было проведено повторное обследование детей.

На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур.

После проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г .Шур были получены следующие результаты:

Таблица 2.5. Сравнительная характеристика уровня сформированности межличностных отношений младших школьников до и после коррекционных занятий.

Уровень самооценки

Количество человек

% до занятий

% после занятия

оптимальный

7 человек

35%

65%

допустимый

10 человек

50%

35%

критический

3 человека

15%

0%

Показатели уровня самооценки младших школьников на представлены на рисунке:

Рис. 2.4. – Показатели уровня самооценки младших школьников после корректирующих занятий.

Результаты работы, проведенной в ходе исследования, показывают, что у испытуемых с ранее заниженной самооценкой выявлена адекватная неустойчивая самооценка, у испытуемых с завышенной самооценкой количественных изменений не произошло, но виден сдвиг в сторону адекватной самооценки. У одного ученика самооценка осталась по-прежнему завышенной. У двоих зафиксирована устойчивая самооценка (ранее была неустойчивой). Многие дети поняли необходимость работы над собой.

Таким образом, процесс формирования адекватной самооценки крайне длительный и сложный. Поэтому наметившиеся тенденции к адекватности в оценивании себя показывают эффективность использования для этого воспитывающих ситуаций и подтверждают правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Когда говорят о самооценке, то говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

В научных исследовании установлено, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая; завышенная устойчивая; неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

В качестве источников формирования самооценки ученые выделяют: сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть; интериоризацию социальных реакций на данного индивида, т.е., человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности; индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. То есть происходит измерение результатов своей деятельности; круг значимых других или референтная группа и актуальное сравнение с другими.

В данном исследовании с целью формирования адекватной самооценки у младших школьников использовались воспитывающие ситуации. Мы основываемся на следующем определении метода воспитывающих ситуаций: преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.

В основу нашей опытно-экспериментальной работы была положена следующая гипотеза: воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Влияние учения на развитие личности
На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. При этом определяющее значение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения. К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка: во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного нор ...

Выбор подхода к преподаванию структурного программирования
При решении задач с использованием структурного программирования можно выделить два основных направления [7, c. 78]:1) "алгоритмический" подход заключается в следующем: схема решения задачи описывается на алгоритмическом языке (языке блок-схем алгоритмов) и затем переводится в программную ...

Педагогические идеи Роберта Оуэна в его работе «новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера»
«Утописты, мечтающие о быстрой реформе рода человеческого, не знают истории человеческой души, но эти самые утописты необходимы: только их пламенным рвением движется этот медлительный процесс, и новая идея, хотя медленно и трудно, но все же входит в характер человека и человечества. Без этих утопис ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru