Эстетика детской жизни

Страница 1

Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов и учащихся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

Исследования уровня эстетической культуры у школьников позволяют сделать некоторые выводы об эстетической отзывчивости, кругозоре, вкусах, способностях учащихся. Современный школьник может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляется героическое, возвышенное, он откликается на комическое, смешное. В меньшей мере ему доступно чувство трагического, драматического. Как показывают исследования, с годами в старших классах эмоциональная активность школьников заметно снижается, уступая место интеллектуальному освоению эстетического.

Большинство подростков и старшеклассников обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров, однако их осведомленность в различных видах искусства неодинакова. Так, в области литературы, театра, кино познания их значительно шире, чем в области серьезной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. В эстетическом кругозоре современного школьника почти отсутствуют теоретические знания о законах эстетики и художественного творчества, о критериях красоты в искусстве и действительности.

Направленность и характер эстетического отношения детей к действительности изменяются с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; подростки стремятся удовлетворить потребность в прекрасном главным образом за счет искусства, а старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего облика человека. Если детей и подростков привлекает в художественных произведениях событийная сторона, то старшеклассники ищут в искусстве ответа на волнующие нравственно-эстетические проблемы, их восприятие литературы, музыки, живописи носит более личностный, индивидуальный характер, сопряжено с раздумьями и самооценкой.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Мышление: его закономерности и условия развития
Ребенок пришел в школу учиться – приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то, о чем узнает. Но ребенок должен научиться также, применять свои знания в новых, неожиданных ситуациях, находить свои, нестандартные ответы на возникающие вопросы, обнаруживат ...

Сущность игровых технологий
дидактическая игра педагогический число Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. И. Хейзинга. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленн ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru