Цель:
- формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста;
- разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира;
- включение дидактических игр в различные виды деятельности.
По результатам диагностических данных группа старших дошкольников была поделена на две равнозначные группы: контрольную и экспериментальную (формирующую).
Список детей экспериментальной группы. |
Список детей контрольной группы. |
1. Полина Н. 2. Юра Д. 3. Руслан К. 4. Павел Р. 5. Саша С. 6. Настя А. 7. Андрей Ю. 8. Ксюша В. 9. Саша А. 10. Слава Ш. |
1. Аня К. 2. Арина О. 3. Аня Р. 4. Ксюша Т. 5. Олег К. 6. Матвей С. 7. Антон Г. 8. Даша К. 9. Люда Р. 10. Лайли К. |
Формирующий эксперимент проведён в декабре – феврале месяце 2006 -2007 года. В нём участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.
Список детей экспериментальной группы (см. в табл. выше)
В ходе проведения диагностических заданий было выяснено, что дети при изучении отдают предпочтение дидактической игре и игровым заданиям. Поэтому, формирование экологических знаний о многообразии живой природы проведено с помощью игровых методов: дидактических игр, игровых ситуаций и заданий. Для этого была разработана система экологически ориентированных дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с многообразием живой природы, которая была включена в перспективное планирование.
Выписку из перспективного плана см. Приложение 3.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы были использованы как известные игры из сборников Сорокиной А.И., Дрязгуновой В.А., Саморуковой П.Г., Артемовой Л.В., а также предложенные в журнале "Дошкольное воспитание" авторами Радиной, Кирике Г., Николаевой С.Н., Павловой Л., так и авторские игры, адаптированные варианты уже известных игр с экологическим содержанием.
Занятия проходили в привлекательной для детей форме, что придавало разнообразие и обеспечивало наибольшую эффективность усвоения знаний о природе. Сюда были включены не только содержательные беседы, но и игровые ситуации, дидактические игры, элементы экспериментов. Использовался различный иллюстрационный материал, музыка, художественные произведения искусства, что усиливало восприятие детей на чувственном уровне.
В совместной деятельности с детьми были проведены различные виды игр экологического содержания: сюжетные, дидактические игры, игры - эксперименты, игровые обучающие ситуации. Кроме того, использовалась трудовая деятельность, которая также проходила в игровой форме.
Подбор дидактических игр для работы с детьми осуществлялся таким образом, что были охвачены все стороны экологических знаний. Содержание этих игр включает представления о животном и растительном мире, сезонных изменениях в природе, природоохранной деятельности.
Многие игры Вашуриной Р.И. (сб. "Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста") проводились с детьми в несколько вариантов, которые были разработаны нами самостоятельно. Так на основе игры "Отгадай, кто я?", целью которой является формирование системы экологических знаний о многообразии животных; выделение существенных признаков отдельных групп животных и на этой основе формирование понятий: насекомые, рыбы, птицы, звери; воспитание бережного отношения к окружающему миру, были разработаны варианты.
Правила игры:
-задание начинают выполнять по сигналу воспитателя;
- победителем станет тот, кто правильно и первым справится с заданием.
Игровые действия: ребёнок соотносит карточки с изображением животных с моделью, которая соответствует этой группе.
Новости образования:
Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...
Стили педагогического общения
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом исследовании была выведена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни: · Авторитарный · Демократический · Попустительский В ходе эксп ...
Педагогические возможности туризма
Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры. Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; пл ...