Методическая разнообразие проблемных заданий

Страница 1

Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию:

1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, которые для своего изучения требуют изменения предметов, явлений или условий их существования.

В таких случаях проблемная ситуация создается на основе противоречия между опосредствованным внешним выявлением признаков, свойств и невозможностью их непосредственного восприятия в обычных условиях.

В природоведении это касается содержания, которое изучается экспериментально, то есть с помощью опытов.

2. Проблемные задания на усвоение новых понятий о предметах и явлениях природы.

В основе заданий этой группы лежит противоречие между новыми фактами о природоведческих объектах и недостаточным понятийным запасом школьников, который не позволяет их объяснить. Примером является такое задание во время усвоение темы «Животные – часть живой природы»:

– зверей: волка, лисы, зайца, белки, медведя, ежа – можно разделить на три группы. К первой отнести волка и лису, ко второй – зайца и белку, а к третьей – медведя и ежа. Как можно объяснить такое разделение ? Тема: «Звери»

3. Проблемные задания на установление взаимосвязей между объектами природы.

Наиболее важными на начальном этапе, сложными, но доступными для младших школьников есть причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.

Проблемные ситуации создаются путем сравнения знаний о предмете, явлений или их групп в условно-начальном состоянии и новом после влияния на них разных причин: изменения условий существования, строения, определенных, обстоятельств, действий других объектов.

Результатом решения этого типа заданий будет установление адекватных, истинных причин тех изменений, которые произошли с естественными объектами под воздействием разных факторов.

Материал для сравнения в одних случаях усваивается в разных логично завершенных частях содержания одной темы, а в других – одна часть усваивается в новой теме, а другая – уже усвоенная – актуализируется.

Пример этого вида задания:

– Почему еж, медведь, барсук осенью впадают в спячку, а другие животные – лиса, лось, заяц – не изменяют свой образ жизни. Тема «Звери».

4. Проблемные задания на усвоение новых знаний о способах деятельности и умений их осуществлять.

Суть проблемной ситуации состоит в противоречии между известными способами действий и умениями их выполнять и новыми, которые необходимы для достижения определенной цели.

В процессе выполнения заданий этого типа дети оперируют усвоенными знаниями и умениями. Они применяют их в новых ситуациях, целенаправленно конструируют новые комбинации из уже известных действий и операций.

Специфика содержания учебных предметов связана со спецификой объектов, которые в них изучаются. В природоведении – это предметы и явления живой и неживой природы, их взаимосвязи, взаимозависимости. Как правило, объекты природы доступны для непосредственного восприятия в натуральном виде (естественные объекты, гербарии, коллекции, влажные препараты), в виде иллюстративно-изобразительных (плакаты, картины, фотографии, муляжи) или условно схематических изображений (карты, схемы, глобус), а также во время демонстрирования кино- и диафильмов, диапозитивов. Но в процессе выполнения проблемных заданий главное значение имеют не сами средства наглядности, а творческая деятельность, которая является условием и средством поиска новых знаний и способов деятельности.

Выполнение проблемных заданий, построенных на природоведческом материале, предусматривает использование как общих, так и специальных, то есть свойственных природоведческим наукам, методов познания. В начальных классах используются те из них, которые доступны для овладения младшими школьниками. В связи с этим преимущества отдаются эмпирическим методам: наблюдению, опытам, практическим работам.

Проблемные задания выполняются в структуре разных форм организации процесса обучения природоведения, в частности, на уроке (в классе или на учебно-опытном участке), во время выполнения домашних заданий, также на внеурочных и внеклассных занятиях.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Дети говорят друг с другом
Психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т.е. направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться - добиться внимания, участия матери, отца, няни и для этого начинает очен ...

Методы обучения математике
Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30]. Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень р ...

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru