Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Страница 2

Т.В.Егорова, Л.В.Кузнецова, В.И.Лубовский, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, В.Л.Подобед, У.В.Ульенкова, Г.В.Шаумаров, П.Б.Шошин указывают на то, что у детей с задержкой психического развития отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой.

Так, В.И.Лубовский отмечает, что многие дети с задержкой психического развития, в отличии от нормально развивающихся сверстников, испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Также о дефектах развития восприятия свидетельствует и недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-либо нарушений на уровне чувств у детей с задержкой психического развития не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. В.И.Лубовский предполагает, что именно это взаимодействие и нарушено у детей с задержкой психического развития [25 ].

Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и С.В.Зорина также отмечают, что у детей с задержкой психического развития имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Так, скорость зрительного восприятия у них значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания. Дети с задержкой психического развития замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающие сверстники, они затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме этого, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они подчёркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и так далее [15].

Таким образом, существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются ''несхваченными'', как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём информации, чем его нормально развивающийся сверстник, при этом на скорость восприятия оказывают влияние малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (что особенно характерно для слухового восприятия). Эти особенности были отчётливо выявлены в исследовании, проведённом П.Б.Шошиным [25 ].

У детей с задержкой психического развития отмечаются и недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие, как отмечает Е.С.Слепович, складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки этого вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму [33].

Многие исследователи, такие как Т.В.Егорова, В.Л.Подобед, Н.Г.Поддубная, Т.А.Власова, В.И.Лубовский указывают на то, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с задержкой психического развития большое место занимают нарушения памяти.

Так, картина нарушения памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объёма памяти и скорости запоминания [ 1, 5, 25, 33 ].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
Формирование качеств личности, как утверждает B.C. Селиванов, происходит в результате духовной деятельности, эмоционального восприятия, переработки в сознании и формирования выводов для себя, а не прямого воздействия материальных предметов на органы чувств [47]. Формирование личности представляет с ...

Методы обучения математике
Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30]. Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень р ...

Виды и методы проверки знаний, умений и навыков по химии
Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) проверку. Система проверки требует всех четырех ее видов: предварительной, текущей, периодической и заключител ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru