Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30].
Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.
Метод обучения - историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.
Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:
1.По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) [4]:
-объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация);
-репродуктивные (решение задач, повторение опытов);
-проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи);
-частично-поисковые – эвристические;
-исследовательские.
2.По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский) [6]:
-организационно-действенные (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности);
-стимулирующие (методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности);
-контрольно-оценочные (методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности).
3.По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).
4.По способам изложения учебного материала:
-монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
-диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).
5.По формам организации учебной деятельности.
6.По уровням самостоятельной активности учащихся.
7.По источникам передачи знаний (А.А. Вагин, П.В. Гора) [5]:
-словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);
-наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, график);
-практические (упражнение, лабораторная работа, практикум).
8.По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):
-сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);
-поведение (упражнение, тренировка и т.д.);
-чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль).
Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.
Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.
Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики. [5]
Рассмотрим более детально каждый метод обучения и его составляющие.
Специальные методы обучения - это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).
Схема «Методы обучения математике» [30]
Схема «Классификация методов обучения» [30]
Новости образования:
Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия: 1 направление. Обогащение словаря синонимов. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. 3 направление. Развитие номинативного словаря. 4 направление. Обогащение словаря антонимов. 5 ...
Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...
Классификация активных методов обучения в преподавании
социально-политических дисциплин
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие "метод обучени ...