Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое внимание формам организации учебной деятельности на уроках информатики. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.
Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога. Такая форма организации обучения, как классно-урочная сложилась в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор является преобладающей в школах мира. В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 года, указывается, что основной формой занятий в школе должен быть урок.
Сформулируем особенности классно-урочной формы организации обучения:
· классно-урочная форма обучения строго регламентирована программой;
· уроки планируются на 45 минут (спаренные на 90 минут);
· урок является основной единицей проведения занятий с учащимися класса;
· классно-урочная форма обучения требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства;
· класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;
· урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
· работой учащихся руководит учитель, он же оценивает результаты успеваемости каждого ученика;
· фиксирование успеваемости учащихся и прохождение материала осуществляется в классном журнале.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки, классный журнал, дневник успеваемости учащегося, школьные учебники по предметам, школьная программа по предмету, обязательный минимум содержания образования, тематический и календарный планы учителя, санитарно-гигиенические требования к режиму работы в компьютерном классе и т.д.
Однако именно выбор правильной формы организации учебной деятельности учащихся на уроке имеет особую значимость в поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов.
Существуют следующие формы организации учебной деятельности:
Фронтальная форма: все учащиеся класса совместно действуют под руководством учителя.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером [32].
Все указанные формы организации можно легко использовать в традиционно сложившиеся формах организации занятий таких, как: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Такая форма организации, как урок выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений, выделенных учебной программой.
Урок является основной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составом учащихся и определенным расписанием. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.
Обычно перед уроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новых знаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторение ранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков, умений). Задачи воспитательного характера.
При всем многообразии решаемых на уроке задач в большинстве случаев на каждом уроке можно выделить основную дидактическую, которая обуславливает содержание урока и методы работы учителя с учащимися. В соответствии с основной задачей урока различают следующие виды: урок усвоения новых знаний, урок овладения умениями и навыками, урок применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач.
Новости образования:
Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...
Ламберт
Идеи Ламберта, развитые им в сочинении «теория параллельных линий» (1766г.), близко примыкают к соображениям Саккери. Он рассматривает четырехугольник с тремя прямыми углами. Относительно четвертого угла так же возникают три гипотезы: этот угол прямой, тупой или острый. Доказав эквивалентность пято ...
Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка
В условиях, когда ощущается дефицит уроков по русскому языку в нерусской школе, пристальное внимание должно быть уделено организации и проведению внеклассных мероприятий и воспитательных бесед. Это особенно важно в старших классах средних школ, учебных заведениях нового типа: лицеях, гимназиях, кол ...