Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики.
При разработке методик учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолении препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.
Во время общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.
Пословицы могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе.
Учителя - новаторы предлагают следующие формы работы с пословицей:
для концентрации внимания;
как настрой на положительную эмоциональную волну;
снятие напряжения, проводят разминки, пятиминутки.
Как для разминки, так и для пятиминутки подбираются пословицы, которые могут быть обыграны.
Варианты обыгрывания пословиц:
проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно);
проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями);
импровизационное инсценирование (персонально или по группам);
создание приветствий.
Одной из форм работы с пословицами является мастерская по знанию пословиц.
Готовясь к открытию мастерской, необходимо позаботится о создании праздничного настроения.
Для этого продумать все до мелочей, начиная с написания сценария, мотивирования школьников, оформления помещения.
Оформление необходимо, чтобы сразу создать атмосферу волнующего праздника.
Все играющие делятся на команды. (Этот процесс может быть тоже обыгран, например, следующие обозом: карточки, на которых написаны пословицы, разрезаются: каждый вытягивает свой кусочек карточки, после чего нужно быстро собрать пословицу и, следовательно, объединиться в команду. Группа, сделавшая это, быстрее других, хором произносит свою пословицу) [8].
Затем предлагают игры-конкурсы, в которых принимают участие все команды. В качестве заданий могут быть использованы следующие:
"Кто кого переговорит":
Представители команд или команды хором произносят пословицы по очереди. По условиям игры повторять пословицы нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех и без штрафных очков.
"Пословичный круг":
для этого понадобится эстафетная палочка или предмет ее заменяющий (игрушка, ручка, ключ, брелок и т.д.) все команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки по очереди произносят пословицы и передают эстафетную палочку. По условиям игры ранее названные пословицы повторять нельзя.
"Пословичная лента":
для игры требуется длинная лента, концы которой закреплены на двух палочках. Два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.
"Пословичный обменный пункт":
два человека встречаются в обменном пословичном пункте, они приходят для того, чтобы обменять известные пословицы на неизвестные. Один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает. Затем они меняются ролями.
Новости образования:
Лингвистическая
игра в системе средств обучения русскому языку
Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра ...
Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от
уровня развития педагогических способностей
Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического об ...
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры
Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обуче ...