Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисования — дети весь свет оповещают о своем личностном видении мира, о своих идеях, им предоставлена свобода творчества пространством в площадь, а число зрителей, на общение с которыми выходит ребенок, необозримо. Здесь "Я" школьника выходит на общение с миром. С точки зрения ценностной, такого плана деятельность имеет большой педагогический смысл.
А теперь рассмотрим фото № 2: веселые дети у школы, их много, вместе с ними учителя. Поверхностное (предметное) восприятие благоприятное, потому что всегда радостные лица детей рождают радость любого нормально развитого человека. Что-то однако заставляет насторожиться. Может быть, кулаки, поднятые вверх? Кулак всегда сигнализировал борьбу, протест, угрозу, подавление противника. Каждый ребенок стоит отдельно от всех. Их много, но они не вместе . Картинка теряет свою прелесть, если не ограничиваться предметным восприятием. Ах, если бы ладошки детей были открыты, если бы дети чувствовали свое единство, если бы они выражали своё содружество . Ценностное восприятие иначе видит веселую картинку.
Владея ценностным восприятием, услышишь то, чего не слышат уши, увидишь то, чего не видят глаза. Дети ведут беседу о дружбе. Говорят, что друга приобрести можно, если «булочкой поделиться», если «купить и подарить что-то», если «дать карандаш». Молодой педагог удовлетворен активностью детей, согласно кивает головой, присоединяясь к идее «приобретения» друга, как если он тот был предметом, который покупаешь. Педагог не заметил, как беседа о дружбе переросла в разговор о способах манипулирования человеком, использования другого как средства.
Учительницу по имени Миляуша Гайнановна дети называют Людмилой Григорьевной. Учительница не возражает, объясняет: им так удобнее. Это тоже предметное восприятие человека. Пренебрежение уникальностью человека. Непризнание его национальной принадлежности. Сведение личности к особи без имени.
Сто лет назад Петр Федорович Каптерев, выдающийся русский педагог, говорил о пагубной роли утилитарного восприятия красоты, то есть, предметного восприятия, лишенного скрытой сущности прекрасного. Он называл это "узким утилитаризмом", потому что шоры предметного восприятия только и позволяют человеку увидеть в предмете лишь корыстный интерес. Каптерев писал:
— .Один пятилетний мальчик, приведенный матерью на одну из передвижных выставок в Петрограде, делал такие замечания о картинах: при виде дачного пейзажа, с летней природой, с обществом дачников, со столом, на котором стоял чайный прибор, мальчик заметил, что он хотел бы попить чаю; при виде сцены проводов на вокзале он сказал, что тоже хотел бы ехать по железной дороге и т.п.
.Если при великолепном закате солнца человек только и может думать о том, что предвещает назавтра этот закат - дождь иди вёдро; если при виде прекрасной статуи или картины, изображающей обнаженное человеческое тело, у человека только и в голове, что желания чувственной любви, то для него нет закатывающегося солнца как эстетического предмета, а есть солнце как предмет хозяйственных соображений; нет статуи или картины как произведений искусства, а есть лишь предметы, возбуждающие желание обладания.
Когда педагог владеет ценностным восприятием, поле его профессиональной работы расширяется, он сам видит богатый мир, способен и детям предъявить это богатство. Профессиональная палитра его взаимодействий с детьми нескончаемо разнообразится, он становится интересен для детей и - добавим - незаменим в своем индивидуальном предъявлении детям мира, который он воспринимает. Чтобы понять преимущество ценностного восприятия мира перед предметным восприятием, следует сопоставить их.
Новости образования:
Примерные вопросы для проверки назначения приборов
Рассказать по рисунку действие прибора для получения водорода. Как проверить водород на чистоту? Нарисовать аппарат Киппа и рассказать, как он работает. Найти на демонстрационном столе прибор для разложения воды электрическим током и объяснить устройство и принцип его действия. Собрать из имеющихся ...
Выбор и обоснование методик развития мнемических
способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...
Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-ым годам XX столетия, в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обуч ...