В современной психолого-педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с достижениями научно- технического прогресса и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». В науке появилось специальное направление – технологическое. Это направление зародилось в 60-е годы XX века в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
Все разработанные и используемые сегодня человеком технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Примером промышленных технологий является технология переработки природного сырья. Технологией в этом случае называют процесс переработки исходного материала с целью получить «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами.
Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить обучение рабочих своей специальности. Социальные технологии более гибки и более сложны по организации и проведению, так как человек – объект социальных технологий – является слишком многофакторной системой. На него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна.
Стремление добиваться более высоких результатов через развитие технологии производства не обошло и сферу образования. Введение термина «технология» в сферу педагогической деятельности основывается на идеях так называемой «индустриальной» технологии (Ф.Б. Гильберт, Ф.У. Тейлор и другие) и связано с использованием технических устройств обучения. Это направление поддерживается некоторыми учёными и на постсоветском пространстве (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый и другие). Другие направления педагогической технологии в сфере образования разрабатывают технику анализа учебного материала, организации учебной деятельности учителя и учащихся (Т.А. Ильина). При этом педагогическая технология направлена на установление рациональных принципов и методов достижения оптимальных результатами с минимальными затратами усилий педагогов и учащихся.
Однако технология в сфере образования разрабатывается как искусственная конструкция применимая к отдельным сторонам деятельности педагога. Имеющаяся в научной литературе терминология свидетельствует о том, что разработчики технологий сосредоточены на частных проблемах с акцентом в сторону модели обучения, направленной на усвоение знаний: технология обучения, технология разработки тестов, информационно – обучающие технологии, технология дистанционного обучения, технология рейтинговой оценки и т.д.
Таким образом, подавляющее большинство образовательных технологий по существу нацелено на то, чтобы учащиеся усвоили некую сумму знаний. Оценивая существующие педагогические технологии и разрабатывая новые, разработчики должны брать за основу:
Концептуальность.
Чёткое понимание сути той предметной области, к которой имеет отношении педагог.
Конкретность парадигмы конечной деятельности педагога.
Понимание того, что есть технология вообще и педагогическая, в частности.
Термин «технология» происходит от греческих корней: techne- искусство, ремесло, мастерство и logos- наука, учение. В единстве двух корней образуется слово, означающее учение или науку о мастерстве, совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Если цели образования определяются как усвоение системы знаний, то и технологии в сфере образования определяются как образовательные и оцениваются по объему и качеству усвоения знаний. Однако кризис традиционной модели образования привёл к пересмотру содержания одной из основных категории педагогики. На XX-й Генеральной конференции ЮНЕСКО под образованием было принято считать процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором достигается социальная зрелость и индивидуальный рост.
В целом, педагогическая технология служит цели образования – формированию целостной личности в целостном педагогическом процессе. Она может быть конструктивной, если разрабатывается исходя из специфики системы «педагоги - учащиеся», смена состояний которой есть целостный педагогический процесс.
Новости образования:
Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе
химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...
Типы и структуры уроков
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики? Проблема эта оч ...
Метод проектов в зарубежном и
российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...