Упражнения в комбинировании грамматических явлений для выражения мыслей в устной речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи.
Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:
1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;
2) формирование сочетаний слов смыслового характера.
Приведем набор упражнений первой категории:
Назвать изображенные на картинке предметы.
Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).
Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу,
Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти).
Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.
Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.
Поставить вопрос к высказыванию (в вопросе предполагается употребление нового слова).
Ответить на вопрос, употребив новое слово.
Вторую категорию упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Приведем примеры таких упражнений:
подберите из "разнообразных" слов сочетания;
распространите предложения за счет определений к выделенным существительным (из данных под чертой);
постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и так далее.
При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения. В настоящее время адекватность выражается в следующем положении: каждый вид речевой деятельности усваивается, в основном, за счет упражнений именно в данном виде деятельности.
Новости образования:
Нетрадиционные методы развития
и коррекции речи детей 5 - 6 лет
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствуе ...
Понятие об игре
Игра — наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву ...
Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя
общеобразовательная школа»
Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской равнинно-горной страны, на переходе от низких к высоким предгорьям Среднего Урала. Абсолютные отметки высот местности колеблются от 180 до 330 м., относительные от 13 до 89 м. Общий подъём м ...